В январе 2017 года продажи новых автомобилей снова упали

Однако некоторые дилеры наблюдают рост продаж и по-прежнему настроены оптимистично
Для российского авторынка январь 2017 г. оказался одним из худших за последние 10 лет
Для российского авторынка январь 2017 г. оказался одним из худших за последние 10 лет / Евгений Егоров / Ведомости

Несмотря на оптимистичные прогнозы на 2017 г., продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в январе год к году упали на 5% до 77 916 шт., свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). «После очень медленных первых двух недель [января 2017 г.] покупательская активность заметно и последовательно увеличивалась начиная с середины месяца, это предполагает, что покупатели приняли продуктовые предложения и цены 2017 г. и смирились с новой реальностью, – комментирует показатели председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. – Это является солидной базой, чтобы стартовать в начале весеннего сезона, и с продолжением текущего тренда это должно быть только вопросом времени, когда мы увидим рост по сравнению с предыдущим годом».

Однако многие автодилеры уже заметили улучшение своих показателей по сравнению с январем 2016 г.: продажи новых автомобилей у «Автоспеццентра» увеличились на 6%, у «Авилона» – на 7%, у «Рольфа» остались на уровне 2016 г. При этом цены на новые автомобили продолжили рост, но у крупных дилеров еще остаются запасы автомобилей по прошлогодним ценам, правда, их не хватит надолго, рассказала гендиректор «Рольфа» Светлана Виноградова. Действительно, дилеры наблюдали заметное повышение покупательской активности в январе, особенно в сегменте масс-брендов, связанное с тем, что многие компании продлили акции и распродажи, чтобы избавиться от стоков, поясняет гендиректор «Авилона» Андрей Павлович.

Январь 2017 г. оказался одним из худших за последние 10 лет: ниже продажи были только в январе 2010 г., когда было реализовано 74 000 машин. С 2008 г. рынок падал, а в начале 2010 г. достиг дна, объясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, но уже в середине 2010 г. благодаря программам льготного кредитования и программам утилизации рынок развернулся. Сейчас, по словам Удалова, практически у всех производителей программы стимуляции продаж действуют, но новые программы господдержки, которые планируют запустить во второй половине 2017 г., довольно узкие (например, «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и др.) и теперь основным стимулятором могут стать новые модели автомобилей: так, у Hyundai продажи января упали на 16% в ожидании нового поколения Solaris.

По сравнению с декабрем 2016 г. (лучший месяц прошлого года – продано 145 668 машин) продажи упали на 46,5%, согласно данным АЕБ. Январь – это традиционное время затишья на авторынке, связанное с длительными каникулами и обильными предновогодними тратами россиян, объясняет директор департамента продаж новых автомобилей ГК «Автоспеццентр» Алексей Потапов. Низкий сезон на авторынке будет продолжаться в течение всего I квартала, а восстановление рынка ожидается со второй половины 2017 г., прогнозирует Виноградова.

В январе 2017 г. Шрайбер прогнозировал рост авторынка в текущем году на 4% до 1,48 млн шт. В худшем случае рынок останется на нуле, в лучшем – поднимется на 5%, считает Павлович. Такой же прогноз дает Алексей Тарасов, директор по продажам Volvo Car Russia. Потапов прогнозирует, что рост рынка может достигнуть и 5–7%.

Для российского авторынка январь 2017 г. оказался одним из худших за последние 10 лет