«АвтоВАЗ» снизил численность работников на 7%
Динамика по сравнению с 2015 годом замедлилась на фоне стабилизации рынка, но проблема избыточной рабочей силы сохраняетсяНа «АвтоВАЗе» сейчас работает около 41 000 человек, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Год назад на предприятии было 44 000 сотрудников. Получается, их количество снизилось почти на 7%. Динамика замедлилась: в 2015 г. штат сократился на 15%.
Основную часть избыточного персонала «АвтоВАЗ» уже сократил, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В отличие от прошлого года, когда российский рынок легковых машин и LCV обрушился на 36%, а продажи Lada – на 31% (по данным АЕБ), в этом году ситуация не столь драматична. Продажи Lada растут несколько месяцев подряд, а рынок возобновил рост в ноябре. «АвтоВАЗ» для сокращения расходов переходил на режим неполной недели, напоминает Беспалов. За девять месяцев 2016 г. на оплату труда «АвтоВАЗ» потратил на 14,5% меньше, чем за девять месяцев 2015 г., – 12,4 млрд руб. (8% себестоимости, было – 10,5%).
Самое масштабное сокращение численности на «АвтоВАЗе» было в 2009 г. Рынок рухнул на 56%, и предприятие, на котором трудилось более 100 000 человек, покинула треть сотрудников. Новая волна увольнений прошла в 2014 г. Оптимизацию провел новый президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон. В начале 2014 г., когда он приступил к работе, на «АвтоВАЗе» работало около 66 500 человек, говорил представитель компании. За два года численность снизилась на треть. «АвтоВАЗ» запустил программы увольнения по соглашению сторон с выплатой нескольких заработных плат. Но гендиректору «Ростеха» Сергею Чемезову не понравилось, что увольняющимся не помогали трудоустроиться. Тогда с февраля 2016 г. Андерссон на полгода ввел четырехдневную рабочую неделю (в это время сокращения запрещены). Это снижает выплаты на 20%, говорил он. Но после рекордного убытка в 74 млрд руб. за 2015 г. Андерссон покинул компанию.
«Автоваз»
Автоконцерн
Основной Акционер – Alliance Rostec Auto B.V. (74,5% капитала, СП «Ростеха» и альянса Renault-Nissan)
Капитализация – 18,98 млрд руб.
Выручка (МСФО, 9 месяцев 2016 Г.) – 130,5 млрд руб.
Чистый убыток – 34,2 млрд руб.
Весной 2016 г. президентом «АвтоВАЗа» стал француз Николя Мор (руководил Dacia в Румынии). Он продолжил увольнения по соглашению сторон, а осенью продлил четырехдневную неделю еще на полгода. Этот режим завершается в феврале и продлевать его компания не планирует, сказал недавно Мор. После, скорее всего, оптимизация штата продолжится, но решений пока нет, думает человек, близкий к компании. «АвтоВАЗ» загружен меньше чем наполовину (при мощности около 1 млн шт. в год в 2016 г. может выпустить около 400 000 машин. – «Ведомости»), а спрос в 2017 г. ожидается на уровне 2016 г. Даже при четырехдневной рабочей неделе избыточный персонал – около 3000 человек, говорит собеседник «Ведомостей». Представитель «АвтоВАЗа» не сказал, планируется ли оптимизация.
По оценке Беспалова, в ближайшие два года штат, скорее всего, будет снижен на 10–15%, в том числе за счет автоматизации, оптимизации портфеля активов, аутсорсинга. «Но оптимизация будет мягкой, чтобы не усиливать социальную напряженность в Тольятти», – считает он. Компания старается помочь с трудоустройством, говорит человек, близкий к «АвтоВАЗу». Вариантов будет больше с развитием индустриального парка: завод сдает высвобождаемые помещения под организацию производств, прежде всего автокомпонентных, добавляет он. Подобный проект есть у «Камаза» и он себя хорошо зарекомендовал, замечает собеседник.