Создание новой Niva профинансирует Сбербанк

По оценке самарских властей, проекту нужно 12–14 млрд рублей
Проект организации выпуска Chevrolet Niva нового поколения вместо ВЭБа может прокредитовать Сбербанк
Проект организации выпуска Chevrolet Niva нового поколения вместо ВЭБа может прокредитовать Сбербанк / Е.Разумны / Ведомости

Кредитором проекта выпуска новой Chevrolet Niva на тольяттинском заводе «GM-АвтоВАЗ» (паритетное СП General Motors и «АвтоВАЗа») станет Сбербанк, сообщило правительство Самарской области. Это подразумевает соглашение между банком и регионом. Сумма и другие параметры будущего кредитования не уточняются. Губернатор Самарской области Николай Меркушкин 7 июня говорил, что для организации производства новой Niva требуется 12–14 млрд руб. (его слова передал «Интерфакс»).

«Параметры кредитования «GM-АвтоВАЗа» на цели реализации данного инвестпроекта, а также возможность участия в проекте Сбербанка будут определены по результатам детального анализа», – сказал представитель «Сбербанк CIB». Конкретная сумма рассчитывается Сбербанком с учетом уже сделанных вложений, говорит и человек, близкий к правительству Самарской области.

Представитель «GM-АвтоВАЗа» не раскрыл детали финансирования. «Мы уверены, что новый продукт будет востребован нашими покупателями», – подчеркнул представитель «GM-АвтоВАЗа». По его словам, «предполагаемый высокий уровень локализации привлечет отечественных поставщиков и обеспечит значительное количество рабочих мест».

Проект оценивался в $209 млн (почти 14 млрд руб. по текущему курсу). «GM-АвтоВАЗ» хотел создать на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Тольятти» собственные мощности для производства кузовов, создать инженерный и логистический центры, увеличить мощности на 22% до 120 000 машин и в 2015–2016 гг. (сроки сдвигались) начать серийное производство Niva нового поколения, прототип которой был показан на Московском автосалоне – 2014. Льготы ОЭЗ помимо режима свободной таможенной зоны – это сниженный налог на прибыль, временные нулевые налоги на имущество, землю, транспорт и проч. Для проекта «GM-АвтоВАЗ» зарегистрировал в качестве резидента ОЭЗ свою 100%-ную «дочку» «Джей ви системз» и в 2013 г. приступил к строительству. Но весной 2015 г. работы были приостановлены. Проект должен был профинансировать ВЭБ, но он попал под санкции, объясняется в сообщении самарского правительства. С тех пор предприятие и региональные власти ищут новые источники.

«Джей ви системз» остается резидентом ОЭЗ, следует из информации на ее сайте. Компания успела построить несколько корпусов, завезла оборудование для кузовного цеха, но пока его не смонтировала, говорит один из контрагентов. По его информации, компания рассматривала возможность продажи или вывоза оборудования и продолжения закупки узлов и компонентов у «АвтоВАЗа». Такой вариант наиболее интересен «АвтоВАЗу», говорит человек, близкий к нему. Президент «АвтоВАЗа» Николя Мор в интервью «Ведомостям» пояснил, что у «GM-АвтоВАЗа» есть производственный график, рассчитанный на 4–5 лет, включая разработку новой Chevrolet Niva.

В 2015 г. «GM-АвтоВАЗ» произвел 34 218 автомобилей Chevrolet Niva – на 24% меньше, чем годом ранее, указано на сайте СП. Продажи модели в России упали на 28%, по данным АЕБ. В 2014 г. (более свежих цифр нет) компания получила 1,4 млрд руб. чистой прибыли при выручке в 19 млрд руб., по данным «СПАРК-Интерфакса». В случае реализации проекта объем производства может достичь примерно 100 млрд руб., говорил Меркушкин. Представители Минпромторга, правительства Самарской области, GM, «АвтоВАЗа», ОЭЗ «Тольятти» на вопросы не ответили.