Падение российского авторынка в мае ускорилось
Дилерам остается ждать осени – летом на рост продаж рассчитывать не приходитсяПродажи новых легковых и коммерческих автомобилей за май 2016 г. упали на 14,5% год к году до 107 665 шт., сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Тогда как в апреле продано на 8,5% меньше, чем за тот же месяц 2015 г., – 121 272 машины.
При этом месяц к месяцу майские продажи в этом году снизились еще сильнее – на 19% (годом ранее только на 6%), хотя еще в апреле по сравнению с мартом падение составляло лишь 3,5%.
Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер называет майские продажи «ухабистым» путем к стабилизации рынка. Российская экономика, по мнению экспертов, прошла свою нижнюю точку, до конца года прогноз стабильный, а в перспективе 2017 г. даже положительный, отмечает Шрайбер, процитированный в сообщении: «Макроэкономическая ситуация дает повод для осторожного оптимизма». Правда, как признает Шрайбер, покупателям нужно время, чтобы осознать такую перспективу, прежде чем она материализуется в активность на рынке.
Усиление негативной динамики рынка было предсказуемым, считает Алексей Шапкин, директор дилерского центра «Audi центр север» группы компаний «Рольф». Так, продажи некоторых премиальных марок сократились из-за эффекта высокой базы 2015 г., указывает он. По данным АЕБ, в январе – мае 2015 г. продажи Porsche выросли на 27%, а за этот же период 2016 г. упали на 5%.
На майских результатах сказалось повышение цен автопроизводителями, кроме того, повлиял общий спад покупательского спроса, добавляет операционный директор «Авилон АГ» Александр Никонов. При этом Никонов полагает, что по итогам II квартала продажи новых автомобилей сократятся сильнее, чем в первом, как это обычно происходит. До осени роста рынка ждать не стоит, согласен исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов: «Лето всегда невысокий сезон для продаж автомобилей, к тому же покупатели все еще осторожны». Говорить о стабилизации пока рано, резюмирует Никонов.
Во втором полугодии 2016 г. будет продано автомобилей больше, чем в первом, сказал Удалов. По его словам, это произойдет за счет накопленного отложенного спроса вследствие стабилизации цен на нефть и курса рубля, привлекательности предложений по госпрограммам и скидкам от автопроизводителей. Поможет и цикличность: на конец 2014 г. пришелся пик продаж, а многие потребители меняют автомобили после двух лет использования, добавляет исполнительный директор по развитию и управлению активами ГК «Независимость» Максим Мыскин.
За пять месяцев 2016 г. российский авторынок сократился на 14,7% год к году до 548 119 автомобилей, согласна АЕБ. В январе комитет прогнозировал сокращение рынка по итогам всего года на 4,7% до 1,53 млн машин. Годовой прогноз будет обновлен в июле после публикации июньских результатов, пообещала АЕБ. Рынок упадет на 5–10%, считает Удалов; за этот год может быть продано 1,4–1,5 млн автомобилей, ожидает Мыскин.