«АвтоВАЗ» перейдет на пятидневную рабочую неделю
Это позволит при необходимости проводить массовые сокращения«АвтоВАЗ» во втором полугодии может вернуться от четырех- к пятидневной рабочей неделе, передал ТАСС слова самарского губернатора Николая Меркушкина. «Мы рассчитываем, что в июне-июле этого года «АвтоВАЗ» выйдет в плюс к уровню прошлого года, уровень производства и продаж будет расти», – сказал он. Представитель «АвтоВАЗа» эти показатели не раскрывает.
С 15 февраля 2016 г. «АвтоВАЗ» на полгода перешел на режим неполного рабочего времени. Он позволяет использовать сокращенную рабочую неделю без объявления простоев, а нерабочие дни не оплачивать. С 15 августа после выхода сотрудников из традиционного летнего корпоративного отпуска (он начнется 27 июля) автозавод будет работать в обычном режиме, сообщил «Ведомостям» представитель «АвтоВАЗа». «Продлится ли этот режим до конца года, сказать сложно. Спрос на автомобильном рынке в России остается волатильным», – заметил он.
В январе – апреле 2016 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали на 14,7%, Lada – на 11%, по данным АЕБ. Падение продаж автомобилей замедляется (в 2015 г. рынок сократился на 35,7%), но всплеск спроса в ближайшей перспективе не ожидается, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
Что у других
«Камаз» в апреле продлил режим неполной недели на полгода, но график работы определяется ежемесячно. На УАЗе режим неполного рабочего времени введен с июня по август, говорит представитель «Соллерса».
Отказ «АвтоВАЗа» от режима неполного рабочего времени может быть связан с желанием снизить социальную напряженность в Тольятти – рабочие будут получать на 20% больше, чем сейчас, считает сотрудник одного из автозаводов. Но, с другой стороны, компания сможет при необходимости проводить массовые сокращения, чего не позволяет делать режим неполного рабочего времени, замечает он. Риск есть, если производство будет падать, соглашаются Удалов и человек, близкий к «АвтоВАЗу». На заводе в 2014–2015 гг. прошла оптимизация штата, но текущая среднесписочная численность (более 42 000 человек) по-прежнему больше, чем нужно при неполной загрузке мощностей, поясняет источник «Ведомостей». Сейчас возможность проведения массовых сокращений не обсуждается, заверяет источник «Ведомостей». «По состоянию на сегодня не существует планов по проведению каких бы то ни было сокращений», – подтверждает представитель компании.
Недавно «АвтоВАЗ» предложил желающим уйти сотрудникам «окно возможностей»: до 15 июня при расторжении договора по соглашению сторон можно получить пять средних зарплат. «Минтруд плотно работает со всеми организациями, которые испытывают проблемы <...> Коллеги прорабатывают варианты, если у «АвтоВАЗа» есть перспектива, то будет введена временная занятость, если коллеги в ближайшее время не найдут такой перспективы, то будет реализована программа содействия трудоустройству тех работников, которые в этом нуждаются», – сказала в понедельник вице-премьер Ольга Голодец (цитата по «РИА Новости»). Человек, близкий к «АвтоВАЗу», говорит, что такая программа еще не обсуждалась. Представитель Минтруда лишь напомнил, что в 2016 г. из федерального бюджета по программе поддержки занятости Самарской области выделено 203,6 млн руб. и в этой программе будет участвовать и 5900 сотрудников «АвтоВАЗа».