Бюджет профинансирует экспорт российских автомобилей наполовину
Минпромторг объяснил, на какие субсидии автозаводы смогут рассчитыватьГосударство будет компенсировать до 100% расходов по доведению продукции автопрома (автомобилей, комплектующих) до международных стандартов, до 80% затрат на транспортировку до пограничных регионов сухопутным путем и до 50% – морским, говорилось в проекте постановления правительства, подготовленном Минпромторгом в начале апреля. Всего на эти цели выделено 3,3 млрд руб.
Параметры помощи описаны в обновленном проекте постановления, опубликованном 22 апреля. Размер компенсаций зависит от вида транспорта и количества экспортируемой продукции. Так, Минпромторг предлагает платить автопроизводителям до 5,6 руб. за каждый километр пробега автовоза, везущего за рубеж легковые машины. За транспортировку полноприводной машины плата будет уже 11,2 руб., LCV – 24 руб., грузовиков и автобусов – 56 руб. Если машины идут своим ходом, то не более 24 руб. за 1 км пробега. Это позволит компенсировать не менее половины фактических затрат, подсчитали сотрудник одного из автоконцернов и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Как уезжают
6739 столько машин было экспортировано в I квартале (без учета поставок в Казахстан и Белоруссию), приводит данные Бурмистров. Больше половины – на автовозах (3434 шт., в основном на Украину и в Германию)
Субсидии для компенсации расходов при транспортировке железной дорогой будут привязаны к прейскуранту РЖД 10-01, говорится в проекте постановления. Перевозка каждой легковой машины на расстояние 1000 км обходится в 7000–7500 руб., подсчитал Бурмистров. К примеру, от Тольятти до Санкт-Петербурга – около 1700 км. При доставке морским транспортом компенсация будет максимум 50 000 руб. за каждый легковой автомобиль, 150 000 руб. – LCV, 225 000 руб. – грузовиков и автобусов. Эта субсидия не зависит от расстояния. Поддержка морских перевозок будет распространяться только на перевозку в границах российских территориальных вод, объясняет управляющий директор по нефинансовой поддержке Российского экспортного центра Константин Евстюхин. Но этих денег хватит, например, чтобы компенсировать расходы по доставке продукции до портов Европы, Северной Африки, Азии, Ближнего Востока – без учета затрат на погрузку-выгрузку, подсчитал Бурмистров. Расходы на транспортировку автокомпонентов будут компенсироваться, если продукция перевозится по железной дороге, а потом – морским транспортом (не более 50 000 руб. за 40-футовый контейнер).
Сотрудники «Камаза», «АвтоВАЗа», группы ГАЗ, «Соллерса» говорят, что компании довольны расчетами Минпромторга.
Господдержка повысит эффективность экспорта автомобилей, развитие которого сдерживает неразвитость и дороговизна логистики, комментирует Бурмистров. Поддержка автоматически не откроет для российской продукции новые рынки – лишь улучшит экономику существующих поставок, оговаривается сотрудник одного из автоконцернов. Чиновники не стали применять подход, используемый, например, при распределении субсидий для компенсации скидок по программе обновления парка, говорит он: у компаний не будет лимитов, но их планы по экспорту были учтены.
«АвтоВАЗ», к примеру, в 2016 г. может увеличить экспорт в 1,7 раза до 50 000 шт., «Камаз» – на 20% до 7000 шт. Прогноз общего экспорта автомобилей на 2016. актуализируется, так как в Казахстане, на который приходится более 60% зарубежных поставок, введен утилизационный сбор, говорит Евстюхин: «Но в последующие годы мы пока линейно закладываем порядка 10% роста отгрузок».