Рынок подержанных машин вырос в марте на 13,1%

Но по итогам года он может вернуться к падению
Дилеры переключаются на продажи подержанных автомобилей
Дилеры переключаются на продажи подержанных автомобилей / Е. Егоров / Ведомости

Российский рынок автомобилей с пробегом вырос в марте 2016 г. к уровню годовой давности на 13,1% до 437 100 машин, следует из данных «Автостата». По сравнению с февралем 2016 г. он увеличился на 18%.

Февраль оказался первым месяцем начиная с конца 2014 г., когда рынок подержанных машин в России стал расти (+10,9% год к году). И хотя в январе он еще падал (на 6,8%), по итогам всего I квартала 2016 г. «Автостат» отчитался о 6,1%-ном росте количества зарегистрированных подержанных автомобилей по сравнению с январем – мартом 2015 г. Квартальное падение только у российских брендов: Lada (минус 3,9%, на нее приходится почти 29% всего рынка), Oka (минус 19,3%), GAZ (минус 19,4%), Moskvich (минус 26,7%), УАЗ (минус 6,1%). А выросли больше других Kia (+33,8%), Renault (+22,5%), Skoda (+28%), Lifan (+27%), Geely (+39,2%).

Главная причина роста – эффект низкой базы, считает гендиректор холдинга «Максимум» Вадим Арустамян: в начале 2015 г., после резкой девальвации рубля, многие автопроизводители повысили цены в России и продажи остановились – продавцы не знали, по каким ценам продавать, а покупатели – за сколько покупать. А склады подержанных автомобилей у дилеров к началу прошлого года опустели из-за ажиотажного спроса в конце 2014 г., в январе – феврале товарные запасы только начинали формировать заново, добавляет коммерческий директор «Автоспеццентра» Александр Зиновьев. В I квартале 2016 г. упал спрос на новые автомобили сегмента В (среди них Kia Rio, Volkswagen Polo), частично он мог перейти на подержанные машины, допускает он: они дорожали не так сильно, как новые. Сыграл свою роль и сезонный фактор – в марте продажи всегда лучше, чем в феврале, добавляет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По его словам, часть покупателей стала меньше эксплуатировать свои автомобили или менять их на подержанные, эта же тенденция была характерна для кризисного 2009 года.

Доля дилеров в продажах автомобилей с пробегом составила в прошлом году 8% против 6% годом ранее, свидетельствуют данные «Автобизнес ревю». У дилеров есть огромный потенциал в этом сегменте, рынок не очень конкурентный, говорит Арустамян. «Максимум», по его словам, в этом году планирует увеличить продажи подержанных машин на 30–40% при общем падении рынка, по итогам 2015 г. на подержанные машины приходилось 36–37% общих продаж дилера. Продажи новых автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса, снизились в марте 2016 г. на 10% год к году. По итогам года они упадут на 20%, считает Арустамян, но и продажи подержанных снизятся тоже – на 5–10%.

Удалов из «Автостата» прогнозирует падение рынка подержанных машин по итогам года на 5%.

Дилеры переключаются на продажи подержанных автомобилей