Начало производства в калининградском автокластере вновь перенесено – на 2019 год
Планам компании мешает падающий спрос на автомобилиПроизводство автомобилей в калининградском кластере «Автотора» может начаться в 2019 г. Об этом в среду заявил председатель совета директоров компании Валерий Горбунов: «Мы уже в этом, 2016-м, году должны были запускать первую очередь первого завода [автокластера]. По крайней мере, исходя из условий экономических, санкционных, политических это ушло в 2019 г.» (цитата по ТАСС). По словам Горбунова, проект первого завода кластера уже готов, начаты работы по созданию инфраструктуры.
Это не первая корректировка сроков. В мае 2015 г. представитель «Автотора» сообщал «Ведомостям»: «Ранее проектом предполагалось введение мощностей до 150 000 автомобилей в год в 2016 г. и увеличение мощностей до 250 000 автомобилей в год в 2018 г. В связи со сложившейся ситуацией на рынке планы корректируются со смещением на год». Снизилась и предполагаемая мощность первой очереди (до 100 000 машин в год), и стоимость проекта. «Изначально в 2012 г. под перспективу роста рынка на строительство только заводов без инфраструктуры планировали 90 млрд руб., теперь это 30–40 млрд», – рассказывал в апреле 2015 г. в интервью РБК председатель совета директоров инвестиционной группы «Автотор» Владимир Щербаков. Текущую стоимость проекта представитель «Автотора» в среду не назвал.
Кто из автоконцернов будет участвовать в проекте «Автотора» – неизвестно. Ранее в числе потенциальных партнеров по проекту автокластера «Автотор» называл BMW, для которого завод уже выпускает автомобили. Представитель BMW в России на вопросы не ответил. Представитель основного заказчика «Автотора» – корейской Kia – сказал лишь, что они пока продолжают сотрудничать с «Автотором» на прежних условиях. Представитель Hyundai, машины которой также выпускаются в Калининграде, от комментариев отказался.
В 2016 г. «Автотор» рассчитывает выпустить около 90 000 автомобилей – на уровне 2015 г., сказал Горбунов. По его словам, компания ведет переговоры с четырьмя новыми партнерами. Названия он не указал, только заметил, что это «серьезные акционерные общества». «Автотору» нужны новые заказчики – в 2015 г. он потерял крупного клиента в лице американской General Motors, которая свернула выпуск машин на всех площадках в России, кроме СП с «АвтоВАЗом» в Тольятти.
В 2015 г. продажи легковых машин и LCV в России упали на 36%, в январе – феврале 2016 г. – на 21%, по оценке АЕБ. Падающий спрос на рынке – главная причина сдвига сроков проекта в Калининградской области, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В России в прошлом году было продано 1,6 млн автомобилей, а мощности автозаводов позволяют выпускать более 3 млн шт. в год и в этой ситуации «Автотору» и его потенциальным партнерам нет смысла торопиться с созданием дополнительных мощностей, замечает он. Плюс к 2018 г. появится ясность с тем, какой будет господдержка автопрома после истечения сроков действия соглашений о промсборке, будут понятны и перспективы самого рынка, добавляет эксперт. По его текущему прогнозу, рост спроса на автомобили в стране может возобновиться не ранее 2017 г.