Поставки Ford в Казахстан продолжаются
Но цены автомобилей из-за введенного в этой стране утилизационного сбора выросли на $2000–3000Цены на новые Ford, поставляемые в Казахстан (в основном они отгружаются из России), были повышены пропорционально размеру введенного в этой стране в конце января 2016 г. утилизационного сбора на автомобили, рассказал «Ведомостям» региональный директор по продажам Ford в Казахстане, директор по продажам дистрибуторской компании «Каспиан моторс» Михаил Кветнис. Легковые модели, к примеру, подорожали на $2000-3000, или на 10-20%, приводит он данные. Но это общая тенденция, подчеркивает Кветнис: из-за необходимости уплаты утильсбора выросли цены и на автомобили других марок.
В начале марта источник, близкий к СП Ford Sollers (три автозавода в России), говорил, что поставки автомобилей Ford в Казахстан из-за введения утильсбора приостановлены. В феврале была пауза в поставках, но она носила технический характер с учетом графика производства и размещения заказов и не была связана с новым сбором, говорит Кветнис. «Мы действуем, исходя из ранее подписанного договора с компанией «Каспиан моторс», его условия не пересматривались», - сказал представитель Ford Sollers.
Представитель крупнейшего российского автопроизводителя - «АвтоВАЗа» в марте рассказывал «Ведомостям», что «в сложившейся ситуации «АвтоВАЗ» принял совместное решение с казахским партнером о переориентации поставок с готовых автомобилей на машинокомплекты». Список моделей Lada, выпускаемых в Казахстане на заводе «Азия авто», будет в течение 2016 г. расширяться. Ford Sollers «не рассматривает возможности по организации производства или поставок машкомплектов в Казахстан», сказал его представитель.
В 2015 г. в Казахстан из России официально было поставлено около 400 автомобилей Ford. В этом году «Каспиан моторс», по словам Кветниса, планирует удвоить эту цифру, частично забрав долю, которую в 2015 г. занимал серый импорт из России, - из-за масштабной девальвации рубля жителям Казахстана было выгодно покупать машины в соседней стране. После введения утилизационного сбора в Казахстане серый импорт из России почти полностью прекратился, говорит Кветнис: в начале 2015 г. в общем количестве регистраций на машины, проданные казахстанскими дилерами, приходилось 15%, сейчас - 98%. Но официальный рынок продолжает падать - из-за экономической ситуации в стране, девальвации тенге, снижения покупательной способности, продолжает он. В январе и феврале 2016 г. продажи сократились почти вдвое (по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.), а в целом в 2016 г. падение рынка может быть на уровне прошлого года, прогнозирует собеседник «Ведомостей». В 2015 г. официальные дилеры реализовали 97 446 новых автомобилей - на 40,4% меньше, чем годом ранее, по данным Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса (АКАБ). Прогноз АКАБ на 2016 г. - минус 28%, следует из отчета ассоциации.
Рынок Казахстана маленький и глобальным автоконцернам нет смысла субсидировать поставки машин в эту страну, снижая отпускные цены, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Возросшие цены на первом этапе дополнительно снизят спрос в стране, но постепенно местные покупатели к ним адаптируются, замечает он.