Минпромторг обещает компенсировать расходы на транспортировку машин к границе
Чиновники уверены: это поддержит продажи переживающих обвал спроса заводовВ 2016 г. на поддержку экспорта автомобилей может быть выделено 5 млрд руб. субсидий, деньги пойдут на компенсацию расходов по транспортировке машин внутри страны для последующей поставки за рубеж, рассказал в пятницу министр промышленности и торговли Денис Мантуров (его слова приводит «Интерфакс»). По его словам, дано поручение председателя правительства окончательно просчитать такой вариант. В реализации программы поможет Российский экспортный центр (РЭЦ, структура Внешэкономбанка), рассказал «Ведомостям» сотрудник одного из автоконцернов. РЭЦ принимает участие в работе по развитию автопрома, подтвердил источник, близкий к центру: речь идет прежде всего об анализе логистических маршрутов. Представитель РЭЦ на вопросы не ответил.
Названная Мантуровым сумма значительно больше той, на которую рассчитывали автопроизводители. На компенсацию расходов на транспортировку автомобилей до границы они просили минимум 1 млрд руб. Еще минимум 1 млрд руб. – на адаптацию моделей для зарубежных рынков с последующей сертификацией. По словам Мантурова, эта мера обсуждается.
Девальвация рубля хоть и делает экспорт привлекательным, но расширять поставки за рубеж мешает дорогая логистика, объясняет аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Сейчас автозаводы в среднем загружены на 40%, по данным Минпромторга, и увеличить производство только за счет российского рынка в ближайшие несколько лет не получится, добавляет он. Чиновники рассчитывают в 2016 г. за счет поддержки автопрома (см. врез) как минимум сохранить производство на уровне 2015 г. За 11 месяцев выпуск легковых машин в России упал на 23,6% до 1,2 млн шт., по данным Росстата.
Сколько стоит господдержка
На поддержку спроса на внутреннем рынке автомобилей, который сокращается (в 2015 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России рухнули на 35,7%, а в 2016 г. упадут еще на 4,7%, по оценке АЕБ), в первом полугодии 2016 г. будет выделено 20 млрд руб. и такая же сумма предположительно понадобится во втором полугодии – решение об этом будет принято в мае, сказал Мантуров.
Крупнейший российский производитель и экспортер автомобилей – «АвтоВАЗ» – планирует увеличить поставки за границу в 2016 г. (в том числе за счет новинок Lada Vesta и Xray) и господдержка очень важна, замечает человек, близкий к компании (представитель на вопросы не ответил). Рост произойдет прежде всего благодаря эффекту низкой базы, признает собеседник: в 2015 г. поставки автоконцерна за рубеж упали, по предварительной оценке источников «Ведомостей», более чем на 40% примерно до 30 000 шт., главным образом из-за сокращения основного экспортного рынка – казахстанского. Продажи официальных дилеров в стране упали на 40,4% до 97 446 шт., по данным Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса.
Автопроизводители рады инициативе. «Это будет способствовать развитию автомобильной промышленности», – считает представитель Hyundai. С завода «Хендэ мотор мануфактуринг рус» автомобили Hyundai и Kia (кроме производства на «Автоторе») экспортируются в страны бывшего СССР, а с августа 2015 г. – еще в Египет и Ливан. Автомобили Kia Rio, производимые в Санкт-Петербурге, экспортируются в Казахстан и Белоруссию и «других планов по экспорту сейчас у Kia нет», сказал представитель компании. «Мы считаем это позитивным, но нам нужно время, чтобы проанализировать именно эту инициативу», – замечает представитель группы Volkswagen. «Это очень важная мера. Группа ГАЗ последовательно наращивает экспорт, но высокая стоимость транспортной логистики ограничивает наши возможности», – говорит вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. Она надеется, что субсидирование перевозок будет охватывать не только территорию России, но и доставку техники за рубежом. Например, на Кубу доставка от российской границы в 10 раз дороже транспортировки до нее. Еще важно, чтобы поддержка распространялась на все виды доставки: по железной дороге, автовозами, своим ходом, добавляет Матвеева.
Логистические расходы автоконцерны не раскрывают. Общий рынок перевозок новых легковых автомобилей, к примеру, по территории России (импорт, экспорт, внутренние перевозки) в 2015 г. составил около 25 млрд руб., а средневзвешенный тариф на доставку одного автомобиля – 15 000 руб., подсчитал директор по экспедированию группы компаний «Автологистика» Виктор Крачковский. Для сравнения: средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России по итогам 2015 г. составила 1,2 млн руб., по предварительной оценке «Автостата».