Автомобильный рынок никак не заведется
Господдержка не спасла продажи от падения, в следующем году предел мечтаний автопроизводителей – стабилизация продажПродажи легковых и легких автомобилей падают третий год подряд. В этом году падение усилилось. В январе – ноябре продажи рухнули на 34,5%. Одна из причин – рост стоимости автомобилей из-за девальвации рубля, указывает PwC.
В результате автозаводы загружены в среднем примерно на 40% мощности. Единственное предприятие, которое работает сейчас на полную мощность, – это петербургское «Хендэ мотор мануфактуринг рус» (выпускает Hyundai и Kia). Корейские марки сейчас пытаются завоевать как можно большую долю рынка – они уже входят в топ-3, уступая лишь Lada.
В итоге нервы не выдержали у GM. В марте компания объявила о фактическом уходе с российского рынка.
Радужные прогнозы пришлось корректировать в соответствии с реальностью. Несколько лет назад PwC, например, прогнозировала, что к 2020 г. емкость российского рынка достигнет 4 млн автомобилей. Теперь PwC считает, что в 2020 г. рынок в лучшем случае составит 2,6 млн шт.
«Российский рынок всегда переживал подъемы и острые кризисы. Отличие нынешнего для автопрома в том, что в стране создано большое количество мощностей и существенно выросла локализация, а значит, управление ситуацией требует более оперативного и эффективного реагирования», – комментирует представитель Ford Sollers. Правительство медлить не стало. В этом году на различные программы поддержки спроса на автомобили из бюджета было выделено 43 млрд руб.
О продолжении господдержки как минимум в 2016 г. просят все крупнейшие автоконцерны. Чиновники не против. Источники «Ведомостей» поясняли, что суммы в следующем году будут сопоставимыми с выделенными в нынешнем году. А вице-премьер Аркадий Дворкович и вовсе говорил, что в 2016 г. господдержка автомобильного рынка может быть увеличена до 50 млрд руб.
Но и это гарантирует лишь в лучшем случае стабилизацию продаж, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В худшем они могут упасть еще на 10%. Но если бюджет не поможет, рынок сократится еще на 20–30%, считает эксперт.
Тем не менее представитель Renault говорит, что для его компании Россия была и остается страной стратегической важности «и мы продолжаем верить в потенциал развития этого рынка».
Действительно, потенциал у российского рынка огромный. Уровень автомобилизации в России невысок – 284 машины на 1000 человек, по данным «Автостата». Это выше, чем в среднем по миру (140 шт.) и, например, в Китае (75 шт.), но значительно ниже, чем, например, в США (799 шт.), Канаде (605 шт.), подсчитало агентство. Впрочем, в странах с сопоставимым с Россией уровнем ВВП на душу населения уровень автомобилизации в основном выше: например, в Венгрии – 345 шт., Малайзии – 361 шт., Польше – 537 шт.
Потенциал российского рынка – около 500 машин на 1000 человек, считает начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун. Но уровня в 4 млн легковых машин в год рынок может достигнуть не раньше чем через 10 лет, считает Удалов. С ним согласен и представитель Hyundai.
Помимо общеэкономических рисков Удалов указывает и на новую угрозу для продаж автомобилей.
Политика властей в Москве – самом крупном региональном рынке – на ограничение пользования машинами в городе.
«Ограничение трафика за счет платных парковок увеличит расходы автомобилистов, а это может сказаться на спросе на новые машины в Москве и Подмосковье», – опасается сотрудник одного из автоконцернов. Причем этот опыт вполне могут взять на вооружение власти крупных городов в регионах или ближайшего Подмосковья. Но эффект в любом случае проявится через несколько лет, считает он.
«Расширение платных парковок может только снизить интенсивность эксплуатации автомобиля, но не станет основанием для отказа от его покупки», – уверен топ-менеджер крупной дилерской компании. Но многое будет зависеть от стоимости парковки, оговаривается он: если расценки будут постоянно расти, это, безусловно, ухудшит привлекательность личного транспорта.