За год общее число дилерских центров в России сократилось на 5%
Подвел массовый сегментЗа год общее число дилерских центров в России сократилось на 198, или 5%, до 3784 объектов на начало ноября 2015 г., подсчитал «Автостат». В частности, расторгнуто 746 контрактов, заключено 548 новых, отмечает аналитическое агентство. При этом если в сегменте массовых иномарок общее число дилерских центров сократилось на 8,5%, то в сегменте премиальных, наоборот, выросло на 6,7%, отмечает «Автостат».
Продажи автомобилей премиум-сегмента – более устойчивый бизнес, падение продаж здесь в целом ниже, чем в других, поясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Кроме того, в премиальном сегменте дилеры, как правило, зарабатывают на сервисе и продаже запчастей, добавляет Удалов, тогда как в массовом их основной доход формируют продажи новых автомобилей.
На показателях массового сегмента во многом сказался уход GM (компания объявила об этом в марте 2015 г.), у которого было много монобрендовых автоцентров, отмечает Удалов. Его мнение разделяет главный редактор отраслевого журнала «Автобизнес ревю» Сергей Баранов. По данным «Автобизнес ревю», за январь – октябрь закрыто 340 автоцентров, открыто 270, т. е. дилерская сеть сократилась на 70 центров. Из закрывшихся – 78 автоцентров Chevrolet, уточняет Баранов. В массовом сегменте самые массовые закрытия – у GM, «АвтоВАЗа» и УАЗа, при этом у двух последних также наибольшее число открытий, поэтому можно говорить об обновлении сети, замечает он.
Кроме того, с начала года банкротятся петербургская «Радуга-авто» (дилер Mitsubishi), группа «Лаура», челябинская «Сейхо моторс», дилер «АвтоВАЗа» «Уфа-АвтоВАЗ», напоминает Баранов.
Дилеры, работающие с премиальными иномарками, не расширяют сети, а скорее стремятся сохранить имеющиеся, говорит Удалов, новые центры открываются либо на месте закрывшихся автоцентров, либо достраиваются центры, заявленные до кризиса.
Так, с декабря 2014 г. «Авилон» получил дилерство Bentley, Ferrari, Aston Martin, Maserati, Bugatti. Рост числа дилерских центров связан и с амбициозной политикой самих марок по увеличению продаж и расширению своих сетей, говорит директор люксового направления «Авилона» Вагиф Бикулов. Сам дилер свой портфель люксовых марок пополнял в соответствии с принятой стратегией, добавил Бикулов. В люксовом сегменте, по его словам, высоки колебания продаж, долгий процесс производства увеличивает риски ошибок. Зато эти сегменты лучше защищены в период кризиса: производители готовы поддерживать рынок, удерживая цены, не повышая их пропорционально росту курса, также у марок высоких сегментов лучше финансовые условия сотрудничества, отмечает Бикулов.
За 10 месяцев число проданных легковых и легких коммерческих автомобилей в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, снизилось на 33,6% до 1,32 млн автомобилей. По итогам 2015 г. российский авторынок упадет на 37% до 1,57 млн машин согласно последнему, октябрьскому, прогнозу ассоциации.