Бывший гендиректор Porsche обвиняет прокуроров в помощи хедж-фондам
В Германии начался судебный процесс над бывшими управляющими компании – производителя знаменитых спорткаровБывший гендиректор Porsche SE Венделин Видекинг отвергает обвинения во лжи о плане компании по приобретению Volkswagen в 2008 г., передает Bloomberg. В Штутгарте начались судебные слушания по обвинению Видекинга и бывшего финансового директора компании Хольгера Хертера во введении в заблуждение рынка при неудачной попытке производителя спортивных автомобилей поглотить немецкий автоконцерн.
Семейный бизнес
Компании Volkswagen и Porsche исторически тесно связаны. Гендиректором, а затем председателем наблюдательного совета VW долгое время был внук основателя компании Porsche Фердинанд Пьех (ушел в отставку в апреле 2015 г.). Наблюдательный совет Porsche SE возглавляет кузен Пьеха Вольфганг Порше, который заседает в набсовете VW
Выступая перед судом, Видекинг заявил, что "прокуроры эффективно действуют как агенты хедж-фондов, которые хотят засудить его за неудачную попытку поглощения". Немецкая прокуратура обвинила бывших топ-менеджеров в том, что они несколько раз вводили в заблуждение рынок, в том числе скрывали детали полученных опционов, чтобы спокойно скупить акции до раскрытия информации о покупке конкурента.
В 2008 г. Porsche предприняла неудачную попытку поглотить гораздо более крупный Volkswagen. До этого, в 2005 г., на фоне финансовых проблем VW Porsche увеличила свой пакет акций в концерне с 5 до 20%. В сентябре 2008 г. Porsche нарастила свою долю до 35% и де-факто стала контролирующим акционером VW. В октябре того же года Porsche объявила, что владеет 42,6% акций VW и опционами на покупку еще 31,5%. Акции VW взлетели, и на один день она стала самой дорогой компанией в мире с капитализацией 295 млрд евро.
Из-за больших объемов кредитов, набранных на покупку акций VW, чистый долг Porsche в 2009 г. составил 10 млрд евро при годовых продажах в 7,5 млрд евро. Компания оказалась на грани банкротства, после чего уже VW начала обратный процесс поглощения Porsche, который завершился в августе 2012 г.
Из-за скачка котировок пострадали многие хедж-фонды, у которых были открыты позиции на падение котировок VW. Хедж-фонды обвинили Видекинга и Хертера в манипулировании рынком и через суды нескольких стран требуют (пока безуспешно), чтобы Porsche компенсировала им потери.
Видекинг заявил, что обвинения придуманы специально, чтобы помочь искам инвесторов на 5 млрд евро. "С помощью этих обвинений прокуратура, очевидно, пытается помочь хедж-фондам изменить ход [рассмотрения] неудачных гражданских исков", – сказал Видекинг. "Мысль, что был скрытый план взять под контроль VW, – это абсурд".
Прокуроры утверждают, что Видекинг и Хертер солгали в 2008 г., пять раз [публично] отрицая, что Porsche собирается получить контроль над VW. Они также обманули рынки неожиданным заявлением 26 октября 2008 г., сообщив, что Porsche собрала 74,1% акций VW, собирается получить 75%-ную долю, дающую контроль над компанией в соответствии с действующим законодательством Германии.
Два руководителя предварительно придумали план приобретения 75% VW, сказал суду прокурор Аниелло Амбросио. Еще в 2005 г. у Porsche были сделки с Maple Bank для хеджирования ценовых изменений доли в VW. В течение нескольких месяцев с марта 2008 г. Хертер вел переговоры с несколькими банками о финансировании сделки по приобретению доминирующей доли VW, сказал он. "Коммуникационная стратегия компании была направлена на сокрытие намерения приобрести VW", – заявил Амброзио. Оба – Видекинг и Хертер – пять раз делали заявления об обратном, хотя решение в то время уже было принято. При этом одной из причин заявления 26 октября 2008 г. было сообщить владельцам коротких позиций о держании акций, и был только один день, воскресенье, чтобы правление, состоящее из двух человек, приняло решение довести пакет до контролирующих 75%. "Я был в отпуске, и мы приняли решение по телефону, – сказал Видекинг. – Теперь вы можете посчитать странным, что такое решение принималось по телефону, но во времена, когда банкротилась Lehman Brothers, в этом не было ничего необычного".
Хертер, который также отрицает обвинения, сказал, что его обязанностью как финансового директора было собрать необходимую информацию для любых возможных действий компании, в том числе о том, будут ли банки в принципе финансировать поглощение.
"Заявление было вводящим в заблуждение, – сказал прокурор Хайку Вагенпфайль. – В тот момент Porsche уже не могла больше следовать стратегии".
На плане поглощения плохо сказался финансовый кризис, истощив кредитные возможности, необходимые Видекингу и Хертеру на финансирование сделки. Поглощение провалилось, и саму Porsche пришлось спасать VW, который выкупил оперативный бизнес Porsche, оставив за рамками сделки только одноименную холдинговую компанию с именем легендарного производителя спорткаров.
Видекинг и Хертер объявили о своих намерениях 26 октября 2008 г. только потому, что акции Volkswagen в течение двух недель упали на 50%, усложняя их стратегию использования опционов. По условиям сделки при снижении стоимости акций VW объем выплат для Porsche вырастал, уменьшая их денежные средства с 4,2 млрд до 326 млн евро в течение нескольких дней, сказал Вагенпфайль.
Подсудимые отрицают, что компания оказалась в трудном финансовом положении, когда столкнулась вдобавок с падением акции VW. Хертер сказал про сделки с опционами, что Maple также в конечном итоге делала платежи в пользу Porsche, так что никакого неизбежного обвала в то время не было.
Судебный процесс над бывшими управленцами Porsche начинается в тот момент, когда Volkswagen вовлечен в новый скандал – с фальсификациями выбросов дизельных двигателей. Сам VW не принимает участия в процессе, но сохранившееся юридическое лицо – Porsche SE – по-прежнему остается его крупнейшим акционером. Porsche является ассоциированной стороной процесса в Штутгарте. Это может лишить ее каких-либо финансовых выгод от предполагаемых действий, если Видекинг и Хертер будут признаны виновными. Незаконные манипуляции рынком предполагают наказание в пять лет заключения. Адвокаты Porsche сообщили суду, что компания не будет делать отдельного заявления по обвинению.