«АвтоВАЗ» вдвое сократил скидки за утилизацию автохлама

Деньги на программу в бюджете заканчиваются, а выделение новых траншей пока под вопросом
Сохранять скидки на прежнем уровне, взяв расходы на себя, «АвтоВАЗ» не хочет/ А. Махонин/ Ведомости

«АвтоВАЗ» продлил в октябре участие в госпрограмме обновления парка, но сократил размер скидок вдвое, следует из данных на сайте компании. Теперь при сдаче старой машины в утилизацию клиент получает скидку на покупку новой Lada в размере 25 000 руб., при trade-in – 20 000 руб. Представители «АвтоВАЗа» и Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответили.

По условиям госпрограммы автопроизводители предоставляют клиентам скидки, а затем их затраты компенсируются из федерального бюджета. В первом полугодии 2015 г. на программу было выделено 15 млрд руб., затем обещано во втором полугодии еще 5 млрд руб. Но и этого оказалось мало, и автопроизводители попросили правительство увеличить финансирование госпрограммы. Чиновники пообещали выделить еще 2,5 млрд руб. – об этом недавно рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Но эти деньги вдвое меньше запрашиваемой автопроизводителями суммы – 5 млрд руб. (ее называли источники «Ведомостей»).

«АвтоВАЗ» продлил в октябре программу обновления парка в расчете на часть этих 2,5 млрд руб., говорит близкий к компании человек. Когда поступят эти деньги и как они будут распределены, пока неясно. Но уже понятно, что 2,5 млрд руб. не смогут удовлетворить весь спрос на программу в России до конца 2015 г., указывает он. Поэтому «АвтоВАЗ» сократил скидки вдвое, чтобы растянуть срок их действия, объясняют собеседник «Ведомостей» и топ-менеджер дилерской компании Lada.

Сохранять скидки на прежнем уровне, взяв расходы на себя, «АвтоВАЗ» не хочет, продолжает один из собеседников «Ведомостей». Об этом же в сентябре говорил и президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон. «Мы попытались стабилизировать цены (до этого они четыре раза повышались в течение 2015 г. – «Ведомости»), и я лучше немного потеряю долю рынка, чем соглашусь на скидки», – приводил его слова «Интерфакс». За восемь месяцев 2015 г. продажи «АвтоВАЗа» в России упали на 26% до 181 804 шт., но рынок при этом сократился на 33,5% до 1,05 млн шт., гласят данные АЕБ. В октябре продажи Lada в России упадут так же, как и в августе (на 24%, по данным АЕБ), или даже сильнее, считает один из дилеров Lada.

По программе утилизации в этом году было реализовано около 40% Lada, говорил Андерссон (см. график). Доля «АвтоВАЗа» в общих продажах автомобилей по госпрограмме превышает 30%.

Летом сократила размер скидок – примерно на треть – по программе обновления парка группа ГАЗ, которая к тому времени потратила выделенные ей лимиты, рассказал представитель компании. Программу компания не сворачивает, ожидая дополнительных средств из бюджета. Kia, по словам ее представителя, с лета предоставляет скидки только при использовании схемы trade-in, ее размер не изменился. Ford Sollers, Hyundai, УАЗ сохраняют размеры скидок и менять их не планируют, сказали их представители.

Продажи «АвтоВАЗа» в России падают не так сильно, как сокращается рынок в целом. В этой ситуации компания может позволить себе подумать о рентабельности, тем более что от нее на рынке давно уже ждут выхода в прибыль, комментирует сотрудник одного из автозаводов. В 2014 г. «АвтоВАЗ» получил чистый убыток по МСФО в размере 25 млрд руб., в первом полугодии 2015 г. – 3,3 млрд руб.