«АвтоВАЗ» не удвоит экспорт Lada в этом году

Продажи за границу будут даже меньше, чем в 2014 году, из-за выросшего серого экспорта Lada в Казахстан
В прошлом году «АвтоВАЗ» продал за рубеж 55 463 машины и машинокомплекта Lada
В прошлом году «АвтоВАЗ» продал за рубеж 55 463 машины и машинокомплекта Lada / А. Махонин / Ведомости

В России в 2015 г. может быть продано 275 000–325 000 автомобилей Lada (минус 30%), передал в пятницу «Интерфакс» слова президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона. Такой прогноз компания давала и раньше. Но теперь, по оценке Андерссона, экспорт займет не такую большую долю, как ожидалось. «Я по-прежнему думаю, что у нас будет рост экспорта, но он не будет удвоен», – заявил Андерссон. Причина – в сокращении продаж на крупнейшем рынке в Казахстане, объяснил президент «АвтоВАЗа». Сейчас на долю Казахстана в структуре экспорта Lada приходится 70% (в 2014 г. было более 80%, см. график).

В прошлом году «АвтоВАЗ» продал за рубеж 55 463 машины и машинокомплекта Lada (-40%). Андерссон прогнозировал, что в 2015 г. показатель может достичь 70 000–100 000 шт. В 2015 г. экспорт Lada, скорее всего, будет даже меньше, чем в 2014 г., рассказали «Ведомостям» два человека, близких к «АвтоВАЗу». Основная причина – падение продаж в Казахстане.

За семь месяцев этого года дилеры Казахстана в сравнении с январем – июлем 2014 г. сократили продажи на 33% до 55 885 легковых автомобилей, говорится в отчете Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ). Помимо общего снижения спроса сказалась девальвация рубля, из-за которой жителям Казахстана было выгоднее ехать за машинами в Россию. С учетом серого импорта рынок Казахстана в январе – июле вырос на 10,5% до 93 602 шт., подсчитал «Автостат». Число регистраций Lada сократилось на 7,7% до 22 426 шт., а продажи дилерами – на 30% до 18 635 шт., по оценке АКАБ. Российскую марку теснят корейская Hyundai (11 872 шт., рост на 72,3%) и японская Toyota (11 438 шт., +49%), по данным «Автостата». Официальные продажи Hyundai выросли только на 4,5%, а Toyota – упали почти на четверть. Заказов из стран СНГ, и в том числе Казахстана, становится меньше, говорит представитель завода Hyundai Motor Manufacturing Rus (выпускает в Санкт-Петербурге автомобили Hyundai и Kia). В 2014 г. завод экспортировал 25 700 машин, план на 2015 г. – около 18 000 шт. Официальный рынок в Казахстане сокращается из-за сложной экономической ситуации и конкуренции с неофициальным российским импортом, объясняет представитель Hyundai Motor Manufacturing Rus. В августе 2015 г. произошла девальвация тенге, которая еще больше снизила спрос на казахстанском рынке, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Слабый рубль в целом благоприятен для развития экспорта, но доля стран дальнего зарубежья в структуре продаж машин российского производства слишком незначительна, объясняет он.

«АвтоВАЗ», чтобы не снижать производства, надеется усилить присутствие в России и расширить экспорт в Европу. За полгода экспорт Lada в Европу рухнул на 45,9% до 1104 шт. По данным «АСМ-холдинга», среди рынков Сербия, Болгария, Латвия. Как «АвтоВАЗ» собирается увеличить экспорт в Европу, представитель не объяснил. За восемь месяцев продажи Lada в России упали на 26%, рынок сократился на 33,5%, по данным Ассоциации европейского бизнеса. В России «АвтоВАЗ» прежде всего будет расширять присутствие в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас доля Lada в Москве – 6%, в Петербурге – 9%. Глобальная цель – получить 20% этих рынков, как и в целом по России, говорит представитель «АвтоВАЗа». Этому помогут новинки – Vesta и Xray. Москва – самый емкий рынок: за восемь месяцев здесь было продано 138 678 легковых автомобилей (-37,6%), по данным «Автостата». Санкт-Петербург – третий (после Московской области), продажи – 52 250 шт. (-39,3%). Самая продаваемая модель – Hyundai Solaris (седан стоит от 535 900 руб.). Цены на Vesta могут начинаться с 495 000 руб., говорил Андерссон. В 2015 г. «АвтоВАЗ» планирует выпустить 6000 Vesta, в 2016 г. – 60 000–80 000 шт.

В прошлом году «АвтоВАЗ» продал за рубеж 55 463 машины и машинокомплекта Lada