Pinarello Dogma F8: Шоссейный секс
Пытаемся передать, что чувствует любитель в седле велосипеда, на котором выигрывали главные профессиональные гонкиК концу велосипедного сезона мы осмелели настолько, что взяли на тест профессиональный гоночный велосипед, и не простой, а Pinarello Dogma F8 – тот самый, на котором в этом году Крис Фрум выиграл Tour de France, а его партнер по команде Sky Ричи Порт – многодневки Париж - Ницца и Тур Каталонии.
Dogma F8 пришла на смену знаменитой модели Dogma 65.1 – бестселлера итальянской марки, на котором были одержаны победы в более чем 100 гонках Мирового тура, включая два Tour de France. Для создания новой Dogma свои усилия объединили конструкторы Pinarello, инженеры автомобильной марки Jaguar (англичане, в частности, предоставили свой аэродинамический тоннель) и гонщики Sky (делившиеся своей экспертизой). И в результате на свет появилась Dogma F8 – по сравнению с Dogma 65.1 велосипед на 12% более жесткий, на 47% более эффективный по аэродинамическим характеристикам и на 120 г более легкий (вес побывавшего у нас на тесте Dogma F8 с механической трансмиссией Shimano Dura-Ace II – 6,55 кг без педалей).
Александр Губский
Заместитель главного редактора
Рост 180 см
Ездит на велосипеде Focus Black Forest 27R
Шоссейный секс
Отдавать Dogma F8 следующему в очереди тестеру не хотел никто – каждый мечтал еще хоть на день продлить себе радость от обладания супервелосипедом. И дело, конечно, не в звучном имени, а в том, как этот Pinarello едет.
Главное удивление для непрофессионала, когда он оказывается в седле Dogma F8 (а точнее, когда он с него слезает), – показанный результат. Кажется, что ты ехал на Pinarello как на любом другом шоссейнике – с той же скоростью, затрачивал столько же сил. Ан нет, ты ехал значительно быстрее. Я в седле Dogma F8 побил свои московские рекорды и средней скорости, и максималки – 25,1 и 59,8 км/ч.
Мне не хватает словарного запаса, чтобы описать удовольствие от управления Pinarello Dogma F8 – я чувствую себя как чукотский оленевод из бородатого анекдота, который впервые поехал в Москву и попробовал там апельсин. По возвращении домой его начали пытать земляки, на что похож вкус апельсина? "Это как оленина? Это как строганина?" – "Нет, это как <…>".
Но мой шоссейный секс не закончился оргазмом – испытать не удовольствие, но восторг мне помешали автомобилисты. И московские власти. Мой 22-километровый путь проходил от Балаклавского проспекта в Крылатское, к дилеру Pinarello: отличный новый асфальт, выделенная для общественного транспорта полоса почти по всей протяженности маршрута… Я двигался согласно правилам дорожного движения – по правой части выделенной полосы. Но и там было совсем небезопасно: меня несколько раз чуть не сбили лихачи на частных машинах, в нарушение ПДД резко выскакивавшие на выделенку, чтобы объехать образовавшийся впереди затор, а в правое зеркало наши автомобилисты, двигающиеся в правом ряду, в принципе не смотрят – после двух «дорожных» велосезонов в Москве могу заявлять это ответственно. Один из таких «гонщиков» почти притер меня к бордюру, а впереди по ходу моего движения оказалась ливневая решетка – карбоновые колеса Dogma F8 вряд ли выдержали бы попадания туда. К счастью, я успел затормозить и даже выщелкнуть стопу из контактной педали. (Дилер, которому я поведал эту историю, сказал: "Надо было перепрыгивать – на таких велосипедах прыгают". Но мало подпрыгнуть – надо еще и приземлиться. Я не осмелился.)
И вот так я ехал – не работал в седле, а летел, но смотрел по сторонам и клял московские власти: это же сколько денег спалили на повсеместную замену бордюрного камня, а если бы их малую часть потратить на то, чтобы обозначить велодорожки на выделенных полосах? Сколько бы велосипедистов сказали спасибо, сколько бы жизней и нервов спасли, сколько бы новых людей пересели на велосипеды, поняв, что добираться на них быстрее, веселее и здоровее, чем на личных машинах или общественном транспорте! Озираясь по сторонам, я говорил себе, что ездить по московским шоссе на шоссейнике небезопасно и глупо, как на горных лыжах в тумане, – удовольствия ноль. Но теперь, когда я переоделся в цивильное и пишу эти строки, я понимаю: да, небезопасно, но удовольствия – бездна. Потому и тянет и в седло, и в горы. Как поет Михаил Калинкин: «Но кто средь ста падений хоть раз познал полет / От одеял и лени он на гору уйдет».
Сергей Смирнов
Старший веб-редактор
Рост 180 см
Ездит на самосборе на раме Surley Ogre, самосборе на раме «Старт-Шоссе», самосборе Specialized Globe Vienna
Горки перестают существовать
Когда пересаживаешься с обычного велосипеда на шоссейник, ощущение, что сменил лыжи на коньки. Когда пересаживаешься с обычного шоссейника на Pinarello Dogma F8, понимаешь, что коньки тебе достались шарнирные беговые и сняты прямо с Павла Кулижникова.
Dogma F8 – это, безусловно, бескомпромиссный спортивный аппарат, благородная чистота форм которого не несет и не требует лишнего. Здесь не просто каплевидные трубы, подседельник и плоские спицы: конструкторы скрыли задний тормоз в воздушной тени рамы, а перья вилки разнесли шире, чтобы еще немного снизить сопротивление воздуха. Менее очевидный, но намного более важный секрет – выкладку слоев углеткани для рамы – Pinarello, естественно, не раскрывает. Но результат налицо: верхнюю трубу несложно промять пальцами с боков, но каретка сдвигается вбок едва ли на миллиметр, даже если сильно нажать на одну педаль.
В итоге получился велосипед, который в любой момент способен дать больше. Это ощущение трудно передать, но оно всегда есть, и оно – главное, что характеризует Dogma F8. В любых условиях и на любой передаче можно активно разгоняться, и при этом велосипед донесет до дороги все усилия, до капли. А скромные московские горки вообще перестают существовать.
И самое удивительное: гоночный велосипед - на узкой 25-миллиметровой резине, с почти бумажной толщины седлом - комфортен! Я специально осторожно проехался на нем по булыжнику и вынужденно на большой скорости – по отфрезированному асфальту. Могу сказать, что теперь буду меньше жалеть участников «булыжной» велогонки Париж - Рубе: гнать можно. Попавший к нам на тест до этого очень хороший шоссер Scott Solace 10 был жестче на неровностях и заставлял притормаживать даже перед выпуклой разметкой. На Dogma F8 таких неровностей не замечаешь. Но геометрия велосипеда явно заточена под нижний хват, разница в управляемости с верхним хватом, пожалуй, самая большая из протестированных нами шоссейников.
Резюмируя: велосипед для чемпиона мира – это не то, что мне нужно или доступно. Все-таки я предпочитаю дороги без покрытия и байк, который при случае увезет 40-килограммовый рюкзак. Но за то, что такие шедевры есть, – спасибо Pinarello.
Борис Басс
Системный администратор
Рост 179 см
Ездит на велосипедах Pinarello FPTeam и Cannondale Trail SL 3
Нужно больше тренироваться
Как только я купил свой шоссейник FPTeam и немножко узнал про фирму Pinarello, у меня появилась мечта прокатиться на Dogma F8. И вот она сбылась. Велосипед выглядит бесподобно, как космический аппарат.
Машин на дороге было немного – прекрасная возможность разогнаться. Ощущения непередаваемые! Да, автомобили обгоняют, но они-то несутся километров 80-90 в час!
Когда мне наперерез выехала Adui и остановилась, пришлось резко тормозить. Скрежет раздался такой, что водитель с испугом посмотрел на меня и поскорее уехал. Тормоза очень сильные, по ощущениям не хуже дисковых, а то и лучше. У Dogma F8 карбоновые диски и обод с насечками, поэтому когда резиновые тормозные колодки прикасаются к колесу, раздается довольно сильный скрип. Резина по карбону, да еще с насечками повышает коэффициент трения, это нам рассказывал еще преподаватель по композиционным материалам в вузе.
Рама шоссейного велосипеда сконструирована иначе, чем у горного. И помимо прочего это дает такой эффект: когда нажимаешь на ручку переднего тормоза, велосипед не пытается выбросить тебя из седла и перекинуть через руль. А это, в свою очередь, снижает аварийность.
Назад из редакции я поехал по проспекту Мира, хорошо разогнался с горки, потом в тоннель. На выезде на эстакаду в гору скорость упала. И тут меня обгоняет человек в форме Tinkoff Saxo, да так быстро, что марку его велосипеда я не успел разглядеть. Как так, у меня же Dogma F8! Во мне сразу проснулся дух соревнования, и я придавил на педали, немного сократил расстояние, но потом он стал постепенно от меня удаляться, пока не скрылся за автобусом. И я понял, что мне нужно больше тренироваться.
Раду Модырка
Программист
Рост 182 см
Ездит на велосипеде Trek 6000 и электрогибриде Eltreco Ultra GL
Велосипед под девизом «Скажем нет круглому!»
Написать про велосипед, в котором превосходно все, задача непростая. Шоссейные велосипеды в принципе дорогое удовольствие, а Dogma F8 так вообще для "бездонных карманов". Катаясь на нем, я ощущал себя на чужом празднике жизни, так и не смог заставить себя забыть про цену. Я боялся упасть, поцарапать, стукнуть его на загруженных дорогах и поэтому ездил довольно спокойно. Этот велосипед ускоряется моментально даже при такой осторожной езде. Почти на всех топовых велосипедах сейчас устанавливается трансмиссия Shimano. Dogma не исключение, и тут Shimano работает превосходно. Тормоза хоть и клещевые, но схватывают железно, только больно громко. Видимо, тоже намекают на то, что Dogma создана для гонок, а не для пробок. Свисту способствует "пупырчатая" поверхность колеса Fulcum Racing. Я подозреваю, что именно колеса и создают это ощущение моментального ускорения. А их непривычная, асимметрическая конструкция приковывает взгляд.
После изобретения карбона дизайнеры и инженеры, вдохновленные, видимо, Массимилианом Фуксасом, отрываются по полной, изобретая нестандартные формы. Великий мэтр как-то грозился убить на месте любого кретина, который позволит себе спросить, какой формы будет его проект. Те, кто придумали этот велосипед, наверное, крутили в голове девиз "Скажем нет круглому!". Кроме колес, конечно. На все остальные детали девиз точно сработал. Очень понравился руль MOst TALON 1K. Его верхняя часть повторяет форму сжатой в кулак руки - и за счет этого очень удобно и приятно держаться. Вынос руля удлиненный, заставляет вытягиваться сильнее. Чуть сложно лично для меня, хочется укоротить. Хотя благодаря такой посадке даже при торможении только передним колесом велосипед остается стабильным и не пытается сбросить наездника. Видимо, именно такие формы сильно улучшают аэродинамику. И тут самое время браться за учебники по физике, чтобы понять, как это влияет на движение велосипеда и сопротивление воздуха. Но это потом, сейчас лучше крутить педали, пока есть возможность.
А звук тормозов все-таки надо послушать.
Рама | DOGMA F8 T11001K Carbon |
---|---|
Вилка | ONDA F8 Carbon |
Шатуны | Shimano Dura-Ace 11s |
Каретка | ItalianBB Shimano |
Передний переключатель | Shimano Dura-Ace 11s |
Задний переключатель | Shimano Dura-Ace 11s |
Кассета | Shimano Dura-Ace 11s |
Цепь | Shimano Dura-Ace 11s |
Ручки переключения/тормоза | Shimano Dura-Ace 11s |
Тормоза | Shimano Dura-Ace |
Рулевая колонка | ONDA 1'1/8-1'1/2 Интегрированная |
Вынос | MOst TIGER ULTRA 3K |
Руль | MOst JAGUAR XC |
Обмотка | Pinarello CORK BARTAPE |
Колеса | Mavic KSYRIUM SLE |
Резина | Mavic YKSION PRO (25 мм) |
Подседельный штырь | DOGMA |
Седло | MOst Catopuma |
Вес | 6,55 кг (без педалей) |
Количество скоростей | 2x11 | Розничная цена | 670 800 рублей |