Покупатели российских машин за рубежом могут получить льготы
Росэксимбанк и группа ГАЗ работают над программой льготного автокредитования для поддержки экспорта машинРоссийский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк, контролируется ВЭБом) вместе с группой ГАЗ разрабатывают механизм льготного кредитования покупателей автомобилей группы за рубежом, рассказал «Ведомостям» председатель правления банка Дмитрий Голованов и подтвердил представитель «Русских машин» (объединяет машиностроительные активы «Базового элемента»). На первом этапе программа будет запущена в Казахстане и Белоруссии. Здесь спрос на выпущенные в России машины «традиционно высок, поэтому реализация проекта именно в этих странах логична и наиболее перспективна», объясняет представитель Росэксимбанка. Программа поддержит экспорт группы ГАЗ, сделав машины «более доступными для конечного потребителя», говорит представитель «Русских машин». По его словам, в ней смогут участвовать все модели, однако основные продажи ожидаются в сегменте LCV/LDT. Запуск программы планируется на октябрь-ноябрь, говорит Голованов.
Параметры программы еще не утверждены. В России, например, бюджет компенсирует банкам часть процентной ставки; причем машина должна быть не дороже 1 млн руб. В 2015 г. по госпрограмме было продано 137 874 автомобиля (по данным Минпромторга) при общих продажах легковых машин и LCV 1, 05 млн шт. (по данным АЕБ).
«Разрабатываемый совместно с ГАЗом механизм льготного автокредитования возможен в рамках недавно запущенной в банке программы поддержки высокотехнологичного экспорта», – говорит представитель Росэксимбанка. Для программы автокредитования возможна следующая схема: Росэксимбанк будет предоставлять банкам-партнерам кредитные линии (1–3 % в валюте), а те, в свою очередь, будут выдавать розничные кредиты по льготной ставке (ее размер непонятен), рассказал Голованов. Автопроизводители, по его словам, могут улучшить цену отгрузки.
Экспорт растет
По итогам 2015 г. экспорт группы ГАЗ может вырасти почти на 50%, «Камаза» – примерно на 10%, «АвтоВАЗа» – на 40% или вовсе удвоиться, сообщали компании. Экспорт иномарок может вырасти на 50–60%, по прогнозу ГК «Автоспеццентр
Сейчас идут переговоры с банками-партнерами в странах СНГ, говорит Голованов. А вот максимальная цена машин еще не определена. Скорее всего, она будет выше, чем в России, чтобы охватить грузовики и большие автобусы, ведь задача программы – поддержка экспорта, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Но все будет зависеть от бюджета программы, замечает он. В России на программу в 2015 г. выделено 1,5 млрд руб. (обязательства бюджета до 2019 г. – около 18 млрд руб.).
«Мы не исключаем заинтересованности со стороны других автопроизводителей, таких как, например, «Камаз» или УАЗ», – пояснил представитель банка. «Мы находимся на стадии переговоров с Росэксимбанком», – подтвердил представитель «Соллерса» (владеет УАЗом). Интерес проявляют «Камаз» и «АвтоВАЗ», говорят люди, близкие к заводам. Их представители на вопросы не ответили. «Пока не взаимодействуем с Росэксимбанком, но планируем рассмотреть эту возможность», – сказал представитель «ПСМА Рус» (выпускает в Калуге автомобили Peugeot, Citroen, Mitsubishi).
Страны Евразийского экономического союза (прежде всего Казахстан) – основной экспортный рынок для российских автозаводов благодаря близости, емкости и беспошлинному режиму, напоминает Удалов. К примеру, у Ульяновского автозавода на Казахстан и Белоруссию приходится почти 90% зарубежных поставок. «Мы рассчитываем сохранять нашу долю продаж в данные страны, чему, безусловно, должна способствовать программа льготного кредитования», – говорит представитель «Соллерса».
Программа не только поддержит экспорт (см. врез на www.vedomosti.ru), но и увеличит продажи местных официальных дилеров, которые сильно сократились в 2015 г. из-за ослабления рубля, считает Удалов: жителям этих стран было выгодно приезжать за машинами в Россию. В первом полугодии в Казахстане официальными дилерами было продано 39 684 легковых автомобиля (по данным АКАБ), а зарегистрировано 82 460 шт., по оценке «Автостата».
Если программа окажется востребованной в Казахстане и Белоруссии, то будут рассмотрены и страны дальнего зарубежья, говорит представитель Росэксимбанка. Среди других мер господдержки, на которые рассчитывают российские автопроизводители, – субсидирование части логистических расходов и затрат на зарубежных рынках, в том числе на сертификацию, указывает человек, близкий к одному из автозаводов.