Производители автомобилей и компонентов планируют создать в Петербурге промышленный кластер
Это позволит им получать федеральные субсидииВ Петербурге и Ленобласти создается автомобильный кластер в форме некоммерческого партнерства – НП «Автопром Северо-Запад», рассказали «Ведомостям» сотрудники двух автозаводов и подтвердила координатор проекта, руководитель комитета Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК) Майя Свиридова. Зарегистрировать НП планируется в начале осени. Оно объединит предприятия Санкт-Петербурга и Ленинградской области и примыкающих территорий, включая, возможно, Карелию. Желание войти в НП уже изъявили несколько местных производителей автокомпонентов, а также два автозавода – Nissan и Ford Sollers, говорит Свиридова. Размер взносов пока не определен.
Представитель Ford Sollers сообщил, что компания рассматривает возможность участия в НП. Представитель Nissan не стал комментировать возможность участия в создаваемом НП. Представитель Hyundai тоже от комментариев отказался, подчеркнув, что у завода «достаточно высокий уровень локализации» – 46%. Представитель Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответил. В презентации проекта (есть у «Ведомостей») председателем НП «Автопром Северо-Запад» указан гендиректор «Ниссан мэнуфэкчуринг рус» Дмитрий Михайлов.
Одна из целей НП – консолидировать усилия поставщиков и предприятий, создать единую сеть поставок, говорит Свиридова. В рамках кластера небольшие предприятия смогут рассчитывать на льготы, добавляет она: «Действующие меры больше рассчитаны на большие предприятия с существенным объемом инвестиций». Кластер будет действовать в соответствии с распоряжением правительства РФ «О промышленных кластерах», на 27 августа запланирована встреча с представителями Минпромторга, уточняет Свиридова.
Постановление определяет требования к кластерам, которым может быть предоставлена господдержка. Не менее 50% от общего объема промышленной продукции, произведенной каждым участником промкластера, должно использоваться другими участниками, за исключением тех, кто осуществляет конечный выпуск продукции, сказано в постановлении. Еще одно требование – наличие высококвалифицированных рабочих мест не менее 50% от общего числа. Соответствие промышленного кластера всем требованиям постановления проверяет Минпромторг, он же выдает лицензию сроком на три года.
По словам гендиректора ООО «Гестамп Северсталь Всеволожск» Владимира Березанского, автокластер выгоден компаниям, у которых нет разветвленной сети в регионах или за рубежом: «Для них это возможность выйти на экспортный рынок в рамках кооперации». Мы рассматриваем возможность участия в автокластере, говорит Березанский: «Гестамп» могут заинтересовать льготы и субсидии, сейчас мы проверяем, сможем ли мы рассчитывать на них, от этого будет зависеть наше решение.
Администрация Петербурга обсуждает создание кластера с НАПАК, подтверждает председатель комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Максим Мейксин. У проекта в Петербурге есть сложности, говорит он: «Автомобильные предприятия осуществляют сборку, не производят разработок и конкурируют друг с другом. Единственная точка соприкосновения для них – подготовка кадров». По его словам, федеральные субсидии выделяются кластерам по нескольким программам, основными из которых являются инновации, исследовательская деятельность и подготовка кадров.
В Самарской области промышленный автокластер в виде НП был зарегистрирован еще в 2014 г., но пока в нем нет автопроизводителей. В 2015–2020 гг. самарский автокластер может получить из федерального бюджета 430,6 млн руб., а также более 30 млн руб. из областного бюджета и внебюджетных источников, следует из июньского распоряжения самарского правительства. НП «Автопром Северо-Запад» рассчитывает на большую сумму, сказала Свиридова, но размер предполагаемой господдержки не назвала. Всего в 2015 г. на поддержку кластеров правительство РФ планирует выделить 2,5 млрд руб.
Чтобы участвовать в конкурсе на предоставление субсидий от Минэкономразвития или Минпромторга (на инновационные разработки, подготовку кадров и проч.), кроме бизнес-плана от участников требуется наличие стратегии развития кластера, говорит Михаил Чаплыгин, гендиректор «Auto-Dealer-СПб». Автозаводы и так участвуют в государственных программах поддержки автопрома, их объединение в единый кластер может быть необходимо для того, чтобы претендовать на федеральные средства поддержки в рамках подготовки кадров или развития научно-исследовательского потенциала.
Поставщики автокомпонентов сейчас не имеют таких льгот, как автоконцерны, если они войдут в кластер, то смогут на эти льготы рассчитывать, говорит начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский. По его словам, это позволит избежать ухода этих компаний с рынка Северо-Запада. Автопроизводители в Петербурге имеют налоговые льготы (ставка налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, 13,5% и освобождение от налога на имущество на пять лет).