Автозаводы могут не торопиться с локализацией
Минпромторг готов пойти отрасли на уступки, но не всем предприятиям это нравитсяМинпромторг рассматривает возможность предоставления отсрочки в выполнении условий соглашений о промсборке, сказал замминистра промышленности и торговли Александр Морозов. Речь идет не только о возможности изменить формулу расчета уровня локализации, но и предоставить отсрочку по достижении заявленного уровня локализации, цитирует слова чиновника «Интерфакс». По словам Морозова, вопрос будет обсуждаться на этой неделе с Минэкономразвития. Это «планируется в ближайшее время», подтвердил представитель Минэкономразвития.
Вопрос касается компаний, у которых есть «новые» соглашения о промсборке – условия по «старым» соглашениям уже выполнены, комментирует управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев: это прежде всего шесть участников многостороннего соглашения («АвтоВАЗ», «Ижавто», Renault, Nissan, «Камаз» и его СП «Мерседес-Бенц тракс Восток»), Ford Sollers, Volkswagen и GM (закрыла завод в Санкт-Петербурге, но соглашение еще действует). По «новым» соглашениям компании в обмен на льготный ввоз автокомпонентов должны создать мощности для выпуска до 300 000–350 000 автомобилей в год, комплектовать треть машин выпущенными в России двигателями и/или коробками передач, увеличить локализацию до 60%.
Но у некоторых компаний пока еще невысокий уровень локализации. Поэтому отсрочка по локализации могла бы стать дополнительной страховкой, замечает сотрудник одного из автозаводов.
Экологический налог подождет
Минпромторг по согласованию с правительством отложил рассмотрение вопросов введения экологического налога (вместо транспортного) и ограничения сроков коммерческой эксплуатации автомобилей, передал «Интерфакс» слова Морозова. «Может быть, вернемся к рассмотрению этих вопросов после стабилизации рынка и выхода его на положительную динамику», – сказал он. По базовому прогнозу министерства, в 2015 г. российский автомобильный рынок сократится на 24% до 1,98 млн шт.
«Введение новой формулы и другие меры поддержали бы наш бизнес», – говорит представитель Ford Sollers. А вот его коллега из «Соллерса» отмечает, что компания «категорически против» отсрочки в выполнении условий по локализации: «[Это] подорвет принципы промышленной политики государства в автопроме и станет крайне негативным сигналом для автомобильных концернов и альянсов, которые уже проинвестировали значительные средства в локализацию в России». Идея не нравится и «АвтоВАЗу», говорит близкий к заводу человек: это, по сути, поддержит только некоторых игроков. Представитель «Камаза» не против перегруппировки этапов локализации внутри соглашений. Главное, чтобы не менялись условия по конечному уровню локализации и производственным мощностям. Представители «АвтоВАЗа», Renault, Nissan на вопросы «Ведомостей» не ответили.
Идея отсрочки возникла в конце 2014 г. после резкой девальвации рубля, вспоминают сотрудники трех автоконцернов. По их словам, идею тогда продвигал Volkswagen. Чиновники с представителями отрасли возможность отсрочки пока не обсуждали, говорят собеседники «Ведомостей». По их словам, дискуссия велась по другому варианту – введение в формулу расчета локализации коэффициента, нивелирующего эффект валютных колебаний. Сейчас чем ниже курс рубля, тем меньше уровень локализации.
Представитель Volkswagen говорит, что необходимо изменить именно формулу расчета, чтобы она учитывала курсовые колебания и «отражала реальный уровень локализации». Пока компания условия соглашения о промсборке выполняет: по итогам 2014 г. локализация выпускаемых машин в России составила 45%, в 2015 г. она должна вырасти до 50%.
Эту идею «АвтоВАЗ» и его партнеры по соглашению о промсборке не поддержали, рассказали сотрудники трех автозаводов. «Это сильно усложнит отчетность», – замечает человек, близкий к одному из участников соглашения.