Daimler хочет разделить с Россией риск строительства завода легковых автомобилей
Компания просит бесплатную землю и гарантии возврата инвестицийDaimler попросил губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко предоставить ему бесплатно площадку для строительства завода легковых автомобилей. Об этом передал ТАСС со ссылкой на высокопоставленного источника. Письмо поступило в администрацию Петербурга в июне, говорит источник «Ведомостей» в Смольном. Председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин не стал комментировать просьбу Daimler и даже подтверждать сам факт письма. Но, ссылаясь на своих коллег из других регионов, он рассказал, что концерн просит политические гарантии возврата инвестиций – компенсации из бюджета стоимости объектов капитального строительства, в случае если они не окупятся.
Источник в администрации Санкт-Петербурга говорит, что чиновники предложили Daimler площадку площадью 50 га в Шушарах. А концерн попросил за счет бюджета подвести к площадке инженерную инфраструктуру и очистить ее от торфа. Конкретных договоренностей еще нет, добавляет он: «Daimler продолжает изучать площадки в других регионах, чтобы остановиться на самом выгодном варианте». Мейксин в интервью ТАСС заметил, что «по всем регионам они [Daimler] пытаются договориться об условиях, связанных с тем, чтобы ничего не платить».
Лучше рынка
В 2014 г. продажи легковых автомобилей Mercedes-Benz выросли на 11% при сокращении общих продаж машин в стране на 10,3%, по данным АЕБ. В январе – июле 2015 г. показатель сократился на 8% до 25 894 шт., тогда как рынок рухнул на 35,3%. По продажам Mercedes-Benz вышла на 11-е место, а 2013 и 2014 гг. завершила на 16-м, опередив Ford, Mitsubishi и Mazda.
Представитель Mercedes-Benz Russia не стал комментировать содержание письма и переговоры о строительстве завода. По его словам, решение о производстве еще не принято: «Тем не менее Daimler AG постоянно следит за условиями локального производства, принимая в расчет динамику рынка и потенциал продаж. Это относится ко всем рынкам, в том числе и к российскому». Похожие комментарии дал и представитель центрального офиса Daimler.
Представитель Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответил. «Daimler очень долго решается», – говорил в августовском интервью «Ведомостям» министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Он называл в числе рассматривавшихся компанией площадок Санкт-Петербург, Набережные Челны, Москву и Подмосковье. Основные варианты сейчас – Московская область и Санкт-Петербург, говорит человек, знакомый с планами Daimler. Представитель правительства Московской области на вопросы «Ведомостей» не ответил.
По словам Мантурова, у Daimler есть возможность использовать режим промышленной сборки «за счет партнерской программы: они являются акционерами «Камаза», имеющего соглашение о промсборке». Представитель «Камаза» не стал это комментировать.
У Daimler уже есть производство в России – тяжелых грузовиков (СП с «Камазом») и средних коммерческих автомобилей (на ГАЗе). Выпуск легковых автомобилей позволит автоконцерну усилить позиции в России в том числе за счет возможности участия в госзакупках, говорит управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев. Но компании можно не торопиться, замечает он: «В условиях рецессии на рынке и дефицита новых крупных западных инвесторов можно поторговаться и получить лучшие условия». Если для нового производства Daimler предоставят участок под завод в безвозмездное пользование, это будет прецедентом для отрасли, указывает Бончев. К примеру, участки в собственности у заводов группы «АвтоВАЗ» – в Тольятти и Ижевске, Ford Sollers – в Ленинградской области и Татарстане, Nissan – в Санкт-Петербурге. У всех петербургских автомобильных заводов участки находятся в собственности, они их выкупили на инвестиционных условиях, говорит и представитель администрации Санкт-Петербурга.
Тем не менее Бончев и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов допускают, что чиновники, для того чтобы заинтересовать инвестора, могут пойти на уступки по земле. Что касается возможности предоставления бюджетом гарантий возврата инвестиций, то это менее вероятная форма в отличие, например, от традиционных налоговых льгот. Бончев напоминает, что в законе об иностранных инвестициях есть пункт о неухудшении условий с точки зрения госрегулирования, но это не касается изменения условий на рынке и в экономике в целом.
В подготовке статьи участвовал Виталий Петлевой