Российский авторынок выбыл из десятки мировых лидеров
Возвращение к росту продаж ожидается не раньше 2016 годаРоссия выбыла из десятки крупнейших мировых авторынков, сообщило вчера аналитическое агентство «Автостат», консолидирующее статистику крупнейших международных экспертов. За первую половину 2015 г. россияне приобрели 735 198 легковых автомобилей – почти на 37% меньше, чем годом ранее. В итоге российский рынок занял 12-е место по этому показателю, уступив Франции, Канаде, Италии и Южной Корее (см. график).
Год назад, по данным Международной организации автопроизводителей, Россия была восьмой в рейтинге с результатом в 1,108 млн проданных автомобилей.
Причина нынешнего изменения в расстановке сил – скорее слабые результаты России, чем хорошие других стран, рассуждает руководитель автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. На большинстве рынков рост продаж умеренный, говорит он, всплеск только в Италии, но это эффект низкой базы – продажи восстанавливались после кризиса.
От действий конкретных автопроизводителей тут мало что зависело, считает Литвиненко. В марте 2015 г. об уходе из России объявила GM, но она работала в высококонкурентном сегменте, и ее долю на российском рынке быстро заняли другие бренды, рынок в целом от этого не пострадал. Результаты первого полугодия он называет противоречивыми: в частности, провал в начале года во многом был спровоцирован ажиотажным спросом декабря 2014 г. (когда люди спешно тратили дешевевшие рубли), да и экономический фон был неопределенным. Но уже в 2016 г. продажи автомобилей пойдут вверх, надеется эксперт, как за счет низкой базы, так и благодаря выходу новой модели «АвтоВАЗа» – Vesta.
Российский авторынок сокращается с весны 2013 г., но в этом году ежемесячное падение стало зашкаливать за 20% (год к году). Государство делает, что может, – Минпромторг запустил в действие программы обновления парка, льготного автолизинга, льготного автокредитования. Без господдержки ситуация была бы гораздо хуже, признает сотрудник одного из дилеров, но сожалеет, что самая эффективная из этих мер – субсидирование ставок автокредитов – заработала слишком поздно. К тому же ситуация еще ухудшилась и ценовую планку можно было бы поднять, считает он (сейчас льготные кредиты выдаются на покупки машин стоимостью до 1 млн руб.). Дилеры, по словам собеседника «Ведомостей», действуют более сдержанно, чем в прошлый кризис: больших скидок не дают, но и затоваривания складов не допускают. Банкиры также идут навстречу и реструктурируют кредиты, добавляет он.
Продажи автомобилей начнут восстанавливаться в 2016 г. – так считают 35% дилеров, еще 26% ждут восстановления рынка в 2017 г., а большинство – 39% – только после 2017 г., следовало из июньского опроса EY и ассоциации «Российские автодилеры». Под восстановлением рынка понимается рост продаж год к году, уточнял руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев. Директор «Автостата» Сергей Целиков призывает не ждать существенного роста рынка в ближайшие два года: «Низкие цены на нефть, девальвированный рубль, высокие процентные ставки и санкции со стороны ведущих стран мира не дают надежды на быстрое восстановление не только авторынка, но и других потребительских сегментов».
На этот год ожидания пессимистичные: 61% респондентов прогнозируют снижение продаж более чем на 40%, а около трети – на 30–40%. Ассоциация европейского бизнеса по итогам полугодия обновила прогноз на весь 2015 год до 1,55 млн легковых и легких коммерческих автомобилей (минус 36% к прошлому году). Предыдущий прогноз, опубликованный в январе, предполагал сокращение на 24%.