Nissan хочет экспортировать выпущенные в России Datsun

Основные направления продаж – Казахстан и Белоруссия
При ежегодных продажах в Казахстане примерно 100 000 автомобилей в год Datsun может претендовать на 3% рынка, считает директор бренда/ datsun.ru

В этом году могут начаться пробные экспортные поставки автомобилей Datsun российского производства, рассказал директор бренда в России Дмитрий Бусуркин (марка входит в группу Nissan). Прежде всего – в страны Евразийского экономического союза, Казахстан и Белоруссию: ввоз туда не облагается пошлинами, пояснил он. Казахстан уже крупнейший экспортный рынок для российских автозаводов. К примеру, на него приходится более 80% зарубежных поставок «АвтоВАЗа». При ежегодных продажах в Казахстане примерно 100 000 автомобилей в год Datsun может претендовать на 3% рынка, считает Бусуркин. Для сравнения: доля Lada по итогам пяти месяцев составила 34%, по оценке группы «Бипэк авто – Азия авто». Продажи автомобилей в Казахстане, как и в России, упали – на 27% до 43 692 автомобилей.

Если учитывать серый импорт, активизировавшийся в конце 2014 – начале 2015 г. из-за обвала рубля (см. врез), в первом полугодии рынок вырос – на 18% до 82 459 шт., приводит данные исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Такая же ситуация в Белоруссии, где рост за пять месяцев превысил 70%, добавляет он. Но теперь рост прекратился: в июне в Казахстане продажи снизились на 13%, в мае в Белоруссии – на 14%, добавляет Удалов. Но даже если спрос возобновится, чтобы занять 3%-ную долю на казахстанском рынке, Datsun придется потеснить текущих игроков, прежде всего Lada, которая находится в той же ценовой категории, уверен он.

Валютный ажиотаж

Рубль к казахстанскому тенге в ноябре – декабре 2014 г. упал на 24,7%. Из-за этого вырос ввоз российских товаров в Казахстан. Казахстанские предприятия попросили временно ограничить ввоз товаров из России, в том числе автомобилей, но чиновники на это не пошли. Что думают правительства Казахстана и Белоруссии о планах автопроизводителей увеличить продажи теперь, их представители не ответили. В первом полугодии рубль к казахстанскому тенге вырос на 1,12%. Но ажиотаж закончился – цены в России, в том числе на автомобили, выросли, говорит Удалов.

Производить Datsun в Казахстане, как это делает «АвтоВАЗ» (на мощностях «Бипэк авто – Азия авто» выпускается Lada 4x4), компания не собирается – мощностей в России достаточно, говорит Бусуркин.

«АвтоВАЗ» тоже планирует усилить позиции в Казахстане и Белоруссии, рассчитывает увеличить поставки в страны дальнего зарубежья с помощью альянса Renault-Nissan, передал «Интерфакс» слова президента компании Бу Андерссона: подписаны соглашения с импортером Nissan в Ливане и Венгрии. В 2015 г. «АвтоВАЗ» хочет удвоить экспорт до 100 000 автомобилей, законтрактовано 70 000 шт.

Перспективы поставок российских Datsun в дальнее зарубежье Бусуркин не стал комментировать, подчеркнув: главным рынком для них будет Россия. В первом полугодии здесь было продано почти 18 500 шт. (по данным АЕБ), во втором – цифра может увеличиться на 10–20%, надеется Бусуркин. Получается, за год продажи более чем в три раза превысят 2014 г. – будет около 40 000 шт.

Планируемый рост продаж Datsun на падающем рынке объясняется эффектом низкой базы и расширением модельного ряда. В июле 2014 г. началось производство седана on-DO, в этом году – хетчбэка mi-DO. Обе модели разработаны на платформе Kalina/Granta, их производит «АвтоВАЗ». В течение трех лет компания начнет выпуск третьей модели, напоминает Бусуркин.