Российские автопроизводители просят у правительства 1,35 млрд руб.
Эти деньги могут понадобиться им для поддержки программ занятости сотрудниковСегодня мы распределим субсидии почти на 2 млрд руб. между несколькими субъектами Федерации, а именно Республикой Татарстан, Алтайским краем, Самарской областью и Тверской областью, – сказал вчера на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев (цитата по government.ru). – Деньги региональные власти смогут использовать для профессионального обучения и стажировки тех, кто потерял работу или кому грозит увольнение, а также для организации временных рабочих мест». По его словам, дополнительную поддержку получат «наиболее важные предприятия этих регионов, где сложилась тяжелая экономическая ситуация», – «Камаз», «АвтоВАЗ», «Алтайвагон», Тверской вагоностроительный завод. «Там, по сути, реально ситуация, близкая к кризисной, – я имею в виду автомобильную промышленность», – сказал Медведев.
По данным «Автостата», продажи легковых автомобилей в России в 2014 г. упали на 10,3% до 2,49 млн шт., LCV – на 15% до 140 000 шт., грузовиков – на 21% до 88 000 шт., автобусов – на 25% до 11 000 шт. В этом году падение усилилось. К примеру, рынок легковых автомобилей в январе – феврале 2015 г. сократился на 48,5% до 174 900 шт.
Финансирование по одобренным региональным программам пойдет на поддержание занятости и опережающее профессиональное обучение 15 776 работников группы «Камаз», 2623 – «АвтоВАЗа», 2555 – «Алтайвагона» и 500 – Тверского вагоностроительного завода, пояснил вчера «Ведомостям» представитель Минтруда.
«Камаз», работающий в режиме трехдневной рабочей недели, попросил на поддержку занятости (общественные работы, обучение для штатных сотрудников) около 1 млрд руб., рассказал «Ведомостям» сотрудник одного из автозаводов. Другой говорит, что речь идет примерно о 900 млн руб. Представитель «Камаза» это не комментирует. С февраля «Камаз», не дожидаясь выделения федеральных субсидий, уже начал предлагать своим сотрудникам общественные работы.
«АвтоВАЗ», работающий в режиме полной рабочей недели, попросил регион зарезервировать на общественные работы и обучение около 150 млн руб., говорит человек, близкий к компании. «Но эти средства будут использованы в крайнем случае, при резком ухудшении ситуации на рынке», – подчеркивает он. Пока же, по его словам, «АвтоВАЗ» планирует наращивать выпуск автомобилей, переход на сокращенную рабочую неделю и дополнительные сокращения не предполагаются.
«Соллерс» отказался от сокращений на УАЗе в 2015 г., но не исключает перехода на сокращенную рабочую неделю во втором полугодии, говорит представитель компании. На этот случай, по его словам, «Соллерс» попросил Ульяновскую область зарезервировать 300 млн руб. на общественные работы и обучение сотрудников.
Просьбы группы ГАЗ учтены в заявках нескольких регионов, где расположены ее ключевые предприятия, сообщил представитель группы. Запрашиваемую сумму он не раскрывает. Основной акцент будет сделан на дополнительном обучении сотрудников, что позволит сохранить высококвалифицированный персонал, говорит представитель группы ГАЗ. По его словам, численность компании на 2015 г. будет зависеть от дальнейших рыночных условий. Представитель Нижегородской области не стал называть запрашиваемые суммы господдержки.
Калининградский «Автотор» пока изучает вопрос участия в антикризисной программе поддержки рынка труда совместно с правительством Калининградской области, говорит его представитель. Сейчас завод работает в обычном режиме: «В ближайший месяц введение режима сокращенного рабочего времени не планируется. Давать прогноз на более далекую перспективу пока сложно». Ранее «Автотор» сообщал, что планирует уволить около 500 человек, в том числе из-за потери заказов GM. «Мы заинтересованы в поддержке занятости, – сказал представитель Ford Sollers. – У нас три завода, все работают в обычном режиме. Завод во Всеволожске с прошлого года работает в режиме неполной рабочей недели». Требуемую сумму он не уточнил. По его словам, сокращений персонала не планируется.
Представитель Renault от комментариев отказался. Он лишь сказал, что с конца прошлого года наем нового персонала на московском заводе компании прекращен. «В связи с тем что ситуация на рынке остается сложной, режим работы завода может быть оптимизирован», – добавляет представитель Renault.
После кризиса 2008–2009 гг. российские автозаводы сильно сократили численность сотрудников, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. К примеру, на «АвтоВАЗе» работало 110 000 человек, сейчас – 52 000. При текущем низком спросе на рынке даже оптимизированный штат выглядит избыточным, продолжает эксперт. Но он может оказаться востребованным при восстановлении рынка, которое, скорее всего, начнется в 2016 г. «Поэтому компании и просят правительство помочь пройти этот период», – резюмирует Беспалов.