Hyundai и Kia заплатят американцам $400 млн компенсаций
Регуляторы США поймали автопроизводителей на указании заниженного расхода топлива машин; до России история с компенсациями не докатится, у нас вообще нет законодательно утвержденной методики расчета расхода топливаАмериканские подразделения южнокорейских автопроизводителей Hyundai Motor и Kia Motors (принадлежит Hyundai) выплатят в общей сложности около $400 млн компенсаций 900 000 автовладельцев за предоставление неверной информации о расходе топлива. Hyundai Motor America согласилась компенсировать в общей сложности около $210 млн, Kia Motors America - около $185 млн, сообщили компании в заявлениях. Предложенные условия урегулирования нуждаются в утверждении судом, которое должно состояться в начале 2014 г., сообщили компании.
Автопроизводители столкнулись с десятками судебных исков от американских владельцев, после того как в ноябре 2012 г. были уличены агентством по охране окружающей среды США (EPA) в расхождении заявленного в рекламе расхода топлива автомобилей с результатами тестов агентства. Неправильные данные о потреблении топлива были выявлены у восьми моделей Hyundai и пяти Kia, выпущенных в 2010-2012 гг., включая американские бестселлеры компаний - Hyundai Elantra и Kia Soul, уточняет Automotive News. По официальным данным компаний, расход популярных моделей, например Hyundai Accent, Veloster и Elantra, был занижен на 3-5%, а у Kia Rio и Soul - на 10-15%. Hyundai и Kia сразу же принесли извинения клиентам, сославшись на «процедурные ошибки» при тестировании автомобилей в Южной Корее, и предложили выплатить компенсации. Но их суммы не удовлетворили адвокатов автовладельцев. Потребители начали подавать иски в суды, общая сумма которых приближалась к $900 млн.
Теперь общие суммы компенсаций снижены почти в два раза. Владельцы примерно 600 000 Hyundai получат единовременную выплату в среднем по $353, а примерно 300 000 владельцев Kia - в среднем по $667, сообщили компании. Окончательная сумма выплат, которые придется сделать производителям, зависит от числа владельцев машин, обратившихся за возмещением.
Компенсации автовладельцам не уникальная ситуация для США, говорит аналитик "ВТБ капитала" Владимир Беспалов: страна отличается жесткими мерами к недобросовестной рекламе. Суммы, которые выплатят автопроизводители, большие, замечает он. Но с учетом емкости американского рынка (второй по величине после Китая) компаниям лучше заплатить компенсации, чем ссориться с властями, добавляет аналитик.
Источник, близкий к южнокорейскому автоконцерну, сообщил, что России выплаты автовладельцам не коснутся. Представитель российского подразделения Hyundai от комментариев отказался.
В России нет законодательно утвержденной методики, по которой определяется расход топлива автомобилей, поясняет исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов.
Получить комментарии ФАС пока не удалось.
Единственная громкая история в России, связанная с несоответствием заявленных и реальных технических характеристик автомобилей, касалась ввоза в страну китайских грузовиков, напоминают Удалов и Беспалов. Разбирательство, касавшееся тарифно-таможенного регулирования, в 2012 г. инициировал "Камаз". Под видом машин, удовлетворяющих нормам выбросов "Евро-4", частными лицами импортировались грузовики, не превышающие стандарт "Евро-2", вспоминает представитель "Камаза". К производителям машин тогда вопросов не возникало, но они были к органам сертификации, которые без необходимых проверок выдавали частным импортерам документы, указывает он. После вмешательства таможенной службы контроль ужесточился, в итоге импорт грузовых автомобилей из Китая резко сократился.
Сейчас применяется другая схема, говорит представитель "Камаза": автомобили под видом "Евро-4" в частном порядке завозятся через Казахстан, который входит в Таможенный союз. Там они регистрируются и затем беспошлинно перемещаются в Россию, рассказывает он. Объединение автопроизводителей России (ОАР) сейчас пытается совместно с российскими и казахстанскими ведомствами (ГАИ, таможенные службы и др.) ужесточить в Казахстане контроль за соответствием характеристик, заявляемых при импорте китайских грузовиков, рассказал представитель ОАР.