В Таможенном союзе на 5 лет введут антидемпинговые пошлины на легкие коммерческие автомобили
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) решила ввести на пять лет антидемпинговые ввозные таможенные пошлины на легкие коммерческие автомобили (LCV) отдельных производителей и стран, следует из опубликованного сегодня сообщения ЕЭК.
Решение касается импортируемых LCV полной массой 2,8-3,5 т с дизельным двигателем с рабочим объемом цилиндров не более 3000 куб. см с кузовом «фургон», предназначенных для перевозки грузов (до 2 т включительно) или комбинированной перевозки грузов и людей, поясняется в сообщении.
Антидемпинговая пошлина для турецкой Ford Otosan Sanayi Anonim Sirketi составит 11,1% от таможенной стоимости (как и для других производителей в Турции), Peugeot Citroen Automobiles SA – 23%, для производителей Германии - 29,6%, Италии - 23%. Решение ЕЭК вступит в силу через 30 дней. Антидемпинговые пошлины будут взиматься на территории Таможенного союза - России, Белоруссии и Казахстана. Сейчас ввозная пошлина на LCV (к которой будет приплюсована антидемпинговая пошлина) составляет 10%, пояснил представитель ЕЭК.
Расследование было проведено по обращению ООО «Соллерс-Елабуга», указывается в сообщении ЕЭК. На эту компанию в период расследования приходилось более 85% общего производства указанных в решении комиссии видов LCV в странах Таможенного союза, объясняет представитель комиссии. Расследование показало, что с 2008 по 2011 г. объем ввоза легких коммерческих автомобилей из Германии, Италии и Турции увеличился на 23,2%, несмотря на сокращение общего объема импортных поставок таких автомобилей в Таможенный союз на 29,1%. Они поставлялись в Таможенный союз по демпинговым ценам, говорится в сообщении ЕЭК: доля демпингового импорта в общем объеме ввоза LCV стабильно увеличивалась и в 2011 г. составила 95,4% (+ 40,5 п. п. по отношению к 2008 г.). Средневзвешенная цена на LCV из Германии, Италии и Турции уменьшилась в 2011 г. по сравнению с 2008 г. на 9,5%.
При росте потребления таких автомобилей в странах ТС в 2011 г. по сравнению с 2009 г. в 3,7 раза темпы роста их производства и реализации на территории союза в 2010-2011 гг. «существенно отставали от темпов роста демпингового импорта»: доля LCV, выпущенных в Таможенном союзе, в объеме потребления снизилась за 2009-2011 гг. на 20,1 п. п. При этом прибыль отрасли экономики Таможенного союза сократилась в 2010 г. по отношению к 2009 г. на 17%, а в 2011 г. рентабельность производства отрасли стала отрицательной. Себестоимость производства в Таможенном союзе выросла на 42,7%, а отпускные цены – лишь на 6,4 %, «что было вызвано попытками сохранить конкурентоспособность на фоне растущего демпингового импорта».
«Таким образом, по итогам расследования можно говорить о наличии значительного демпингового импорта из Германии, Италии и Турции, который наносит материальный ущерб отрасли стран Таможенного союза, - цитируется в сообщении комиссии директор департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК Владимир Ильичев. – В связи с этим мы вводим антидемпинговую меру в отношении легких коммерческих автомобилей из этих стран».
В 2012 г. продажи LCV в России выросли на 7% до 188 095 шт., по данным Ассоциации европейского бизнеса. В первой пятерке - ГАЗ (90 247 шт.), УАЗ (27 885 шт.), VW (16 161 шт.), Ford (12 962 шт.) и Peugeot (9933 шт.).
Связаться с представителями «Соллерса», «Ford-Соллерса» и итальянского Fiat не удалось.
«Мы категорически не согласны с принятым ЕЭК решением и удивлены тем, что оно было принято, несмотря на то что мы предоставили исчерпывающую информацию, подтверждающую отсутствие демпинга со стороны концерна Volkswagen, - говорит представитель Volkswagen Group Rus. - Первая причина, по которой мы считаем данное решение беспочвенным, – это тот факт, что цены на коммерческие автомобили производства концерна Volkswagen значительно выше, чем на автомобили компании, по инициативе которой проводилось расследование. Вторая причина – ошибка в методологии расчета цены. За основу должна была быть взята цена продажи дилеру. И наконец, третья причина заключается в том, что экономике Таможенного союза не наносится материального ущерба от якобы демпингового импорта. Об этом свидетельствуют тенденции развития отрасли экономики за период расследования и за три предшествующих года, имеющие положительную динамику». По словам собеседника, «мы решительно настроены на опротестование данного решения согласно установленным процедурам».
Решение ЕЭК «серьезно» скажется на продажах компании в России, сказал представитель PSA Peugeot Citroen, но прогнозы раскрывать не стал. По его словам, компания тоже активно сотрудничала с ЕЭК в ходе ее расследования.
На Ford увеличение ввозной пошлины вряд ли заметно повлияет - в рамках СП с «Соллерсом» компания наращивает выпуск LCV в Татарстане, напоминает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Возможность выпуска LCV в России (на площадке ЗиЛа) рассматривает и PSA Peugeot Citroen, введение антидемпинговых пошлин может ускорить переговоры, отмечает эксперт (представитель компании это не комментирует). Представитель Volkswagen Group Rus отметил, что у компании нет планов наладить производство LCV в России.