Власти защитили российский автопром утилизационным сбором
Утилизационный сбор для автомобилей был введен в России с 1 сентября, но уже в новом году власти могут пересмотреть правила его уплатыОдно из негативных последствий присоединения к ВТО – снижение ставок на импорт автомобилей. Но российские власти успели подготовиться и выставили барьер иномаркам – с 1 сентября за каждую машину, ввозимую на территорию России, нужно платить утилизационный сбор. Базовая ставка сбора для легковых машин – 20000 руб.,грузовиков и автобусов – 150000 руб. Автопроизводители, владеющие заводами в России, правда, могли выбрать – платить сбор или взять на себя гарантии по утилизации машин, выпущенных с 1 сентября. От уплаты освобождено около 320 компаний, включая большинствозаводов иностранных автоконцернов, – список опубликован на сайте Минпромторга.
Но, по сути, сбор защитил локальных производителей, компенсировав снижение ввозных пошли послевступления России в ВТО, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
Ежемесячные поступления от утилизационного сбора – 3,5–4 млрд руб., по словамзамминистра промышленности и торговли Алексея Рахманова. Могло быть и больше: в сентябре 2012 г. импорт легковых автомобилей сократился по сравнению с августом на 48% до 68800 шт., в октябре –на 32% до 89800 шт., гласят данные таможенной статистики, которые приводит PwC. Импорт грузовиков всентябре сократился почти в 4 раза до 4200 шт. по сравнению с августом, в октябре – почти в 2 раза до8800 единиц. Ода из причин – рост импорта в преддверии введения утилизационного сбора, объяснял гендиректор «Скания-Русь» Ханс Тарделль. Ряд компаний – Toyota, Ford,Renault и др. – из-за сбора повысили цены на некоторые импортируемые модели.
Евросоюз такое положение дел не устраивает. Европейские власти обеспокоены разницей в правах между российскими и иностранными производителями, сказал на прошлой неделе глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Поэтому российские чиновники «готовы открыть со следующего года переговоры по выравниванию условий уплаты утилизационных сборов <...> возможен или переход на поголовное уплачивание утилизационного сбора врублях, или, соответственно, поголовное обеспечение гарантий», заявил замминистра экономического развития Алексей Лихачев (цитата по «Интерфаксу»).
Рахманов и большинство опрошенных «Ведомостями» представителей автоконцернов не стали комментировать варианты «выравнивания условий». Вариант тотального перехода на уплату сбора выгоден импортерам и тем автоконцернам, которые серьезно вложились в российские проекты и чьи основные продажи связаны со средним и высоким ценовыми сегментами, считает директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Это позволит им отвоевать долю у других игроков на российском автомобильном рынке, рост которого замедляется, а в 2013 г. может остановиться или даже снизиться,добавляет он. Гарантии по утилизации вряд ли отменят, думает Удалов: это увеличит финансовую нагрузку локальныхпроизводителей. По мнению представителя «Камаза»Михаила Матасова, сейчас и так равные условия, а расходы производителей, взявших обязательства по утилизации,могут превысить расходы импортеров, если брать перспективу ближайших пяти лет.